Зачем развивать мелкую моторику, – расскажет вам логопед-дефектолог Дерябкина Юлия Анатольевна.
Формирование речи у ребенка опирается на развитие речевого слуха. Оба процесса начинаются с самого рождения малыша и особенно активны в первые годы его жизни. В развитии речевого слуха прослеживается несколько стадий: от звуковых подражаний через стадию лепета ребенок приходит к пониманию и произнесению первых слов.
Ребенок в этом возрасте уже высказывает суждения об окружающей действительности, задает множество вопросов, опираясь на лексикон из 1500—2000 слов. Значительно улучшается произносительная сторона его речи.
Как лучше заниматься развитием ребенка раннего возраста, если он не то, что не сидит за столом, а вообще больше бегает, чем сидит? Родители, особенно те, у кого первый ребенок, часто теряются в такой ситуации.
К пяти годам активный словарь ребенка увеличивается до 2500—3000 слов. Расширяются возможности его голосового аппарата, ребенок все увереннее выражает свое эмоционально-волевое отношение к произносимому.
Ведущая роль в овладении речью в этот период развития принадлежит слуху. У ребенка появляются голосовые реакции, произвольные звуки и первые слова. Словарный запас к концу первого года колеблется от 2-3 до 15-20 слов.
К концу второго года речь — основное средство общения ребенка. Его словарный запас достигает 100—300 слов. Появляется фразовая речь. Однако понимание речи еще опережает активное говорение.
Продолжает формироваться артикуляционный аппарат ребенка. Его словарный запас к трем годам увеличивается до 500—1000 слов. Малыш воспринимает небольшие тексты, учится отвечать на вопросы.
В количественном и качественном отношении словарь ребенка к семи годам достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту.
Дошкольник произносит все звуки родного языка, использует многие грамматические формы и категории, его словарный запас превышает 4000 слов, высказывания становятся все содержательнее, выразительнее и точнее.
Некоторые дети испытывают трудности в усвоении родного языка. Для такого ребенка характерно позднее появление речи, его словарь очень беден, грамматический строй нарушен, страдает произносительная сторона речи. Ребенок говорит невнятно, малопонятно для окружающих его людей.
Детские развивающие центры, где малыш пребывает на занятиях вместе с мамой, - сравнительно новое явление, поэтому старшее поколение может относиться к ним настороженно.
Наверняка, каждая мама замечала реакцию ребенка на музыку: улыбка, замирание, сосредоточение, поиск источника звука или ритмичные подрагивания ручек и ножек. Ведь музыка - не только мощный стимул эмоционального общения, она - важная составляющая психического и интеллектуального развития малыша.
С проблемой ЗРР чаще всего обращаются к логопеду. Действительно, эта проблема сейчас очень актуальна и имеет тенденцию к росту среди малышей.
Девочки раньше начинают разговаривать, чем мальчики?
Развитие мелкой моторики связано с развитием речи?
Сосание пустышки формирует неправильный прикус и замедляет развитие речи?
Заикание не лечится?
Заикание и картавость передается по наследству?
Речевое развитие зависит от течения беременности?
Что это, мифы или правда? Давайте разбираться.