Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Речевое развитие во второй год жизни

Становление речи тесно связано с высшей нервной деятельностью, интеллектуальным развитием, а также хорошей работой органов речи и слуха. В значительной мере оно зависит от темпов формирования коры головного мозга. Созревание нервных клеток в речевых областях завершается в основном к двухлетнему возрасту. Соответственно, ребенок в возрасте после года пытается заговорить раньше, чем может: его понимание речи опережает возможность говорить.

У ребенка в этом возрасте резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова.

Малыш пользуется упрощенными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную сторону речи. Ребенок уже может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомую ему игрушку, а к 1 году 3 месяцам он в состоянии выполнять простые действия, несложные поручения.

До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. Эту функцию выполняет слово-предложение. Например, ребенок, прося у матери машину, произносит: «Би-би».

Со второй половины второго года ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями: «Мама, би-би!»

Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигнет определенного количества слов (40—60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни. Количество слов, которыми пользуется ребенок к концу второго года, у разных детей колеблется от 100 до 300 слов.

Объем словаря зависит от условий воспитания ребенка, от частоты общения его со взрослыми, а качество — от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как часто указывают малышу на действия, которые можно производить с игрушками, предметами, на признаки окружающих предметов.

Для ребенка второго года жизни является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов с пропуском отдельных звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова (особенно в многосложных словах).

К концу второго года речь малыша хоть и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства. Для нее характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов («бай-бай» вместо спать); употребление лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребенок постоянно взаимодействует; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечеткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.

Далее подробней остановимся на том, как формируется речь у ребенка в первое и второе полугодия второго года жизни.

Первое полугодие

К концу первого года малыш начинает понимать речь окружающих его людей. Но возможности его в этом отношении не следует переоценивать: понимание речи еще очень своеобразно — оно часто относится не к отдельным предметам и действиям, а к ситуации в целом.

Годовалый малыш по просьбе матери показывает, где у него нос, глазки, ножки. Но вот об этом просят другие люди — и ребенок не отвечает на просьбу, он просто не понимает ее. Дело в том, что сигналом к действию служат пока не слова матери сами по себе, а ее жесты, мимика, интонация.

Когда взрослый говорит малышу: «Дай ручку», он сопровождает свои слова соответствующим жестом. Ребенок улавливает связь этих слов и жеста, схватывает значение ситуации в целом, реагирует на нее.

Лишь со временем малыш начинает понимать слова вне зависимости от того, кто произносит их и какими жестами они сопровождаются. Слова постепенно приобретают самостоятельное значение.

Количество слов, которые малыш понимает (так называемый пассивный словарь, отличаемый от активного словаря, т. е. слов, произносимых самим ребенком), быстро нарастает в первом полугодии второго года и особенно во втором полугодии. Сначала ребенок усваивает названия непосредственно окружающих его вещей, затем имена взрослых, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. К двум годам ребенок понимает практически все слова, которыми взрослые обозначают окружающие предметы.

Второе полугодие

К полутора-двум годам малыш обычно может произносить все гласные звуки (а, о, у, и, э, ы) и многие согласные (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х, й). Но некоторые звуки еще отсутствуют или заменяются более легкими для произнесения.

Лексика ребенка еще не развита, малыш чаще всего заменяет слова жестами, мимикой или особыми голосовыми обозначениями, которые хорошо понимают только родители.

Наблюдается общая смягченность речи, характерная и для третьего года жизни (дяй вместо дай). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их места в слове. Так, если слово состоит из двух открытых слогов (мама, деда, Катя), то малыш произносит его правильно. Если же слово состоит из трех и более слогов, то ребенок часто заменяет одни звуки другими, пропускает звуки и слоги (паина — машина, апипед — велосипед). Пропускается звук и в том случае, когда два согласных стоят рядом (тоой, коёй — второй).

Родители не всегда понимают искаженную речь ребенка, что страшно его расстраивает. Если это произошло, разумнее всего отвлечь ребенка чем-нибудь интересным.

Чтобы речь быстрее развивалась, необходимо с ребенком постоянно разговаривать. При одевании, раздевании, умывании нужно называть все используемые предметы туалета и действия. Необходимо также побуждать ребенка называть свои действия, окружающие лица и предметы. В общении с ним не используйте «малышовые» слова, ведь ребенок решит, что это правильные названия предметов, и в дальнейшем так и будет говорить.

Важно, чтобы взрослые, разговаривая с маленьким ребенком, следили за четкостью, ясностью и темпом своей речи. Так как при небрежном произношении, часто характерном для обыденной разговорной речи, звуки значительно изменяются, ослабляются, как бы стираются, а иногда и выпадают. Обращайте внимание малыша на то, как правильно произносятся слова, требуйте от него выговаривать слова и фразы четко, внятно. При правильном речевом окружении малыш достаточно быстро овладеет правильным произношением.

Резкий скачок в говорении наступает, как правило, после 2 лет. К этому возрасту дети осваивают около 300 слов. Ребенок пробует и фразовую речь. Девочки чаще всего овладевают ею раньше, чем мальчики.

Опыт показывает, что речь лучше развивается у активно двигающихся детей. Велико влияние игр и упражнений, в которых участвуют кисти, так как импульсы от пальцев, поступая в мозг, активизируют зоны, ведающие речью.

Отдельно заметим, что развитие речи — процесс очень индивидуальный для каждого ребенка. Не стоит паниковать, если ваш малыш не демонстрирует те или иные показатели нормы. Однако обратить внимание на этапы развития речевой активности и на очередность этих стадий следует обязательно. Занимайтесь, больше разговаривайте с ребенком — и результат не заставит себя ждать.

Рекомендуемые игры для стимулирования активной речи у детей второго года жизни

Игры «Звукоподражание», «Кто как кричит» развивают активную речь и звукоподражание с разной интонацией.

Развитию слухового, зрительного внимания ребенка, а также его мышления способствует игра «Поле чудес».

Игра «Называем части тела» учит находить и показывать части тела на игрушках и у себя.

Игры «Играем с куклой» и «Играем с мишкой» формируют у малыша навыки различных действий, обогащают его словарный запас глаголами.

Игра «Читаем книжки» учит ребенка отвечать на вопросы взрослого указательным жестом, развивает внимание.

Игры «Строим домики» и «Пирамидка» формируют у малыша понятия об основных цветах, размерах («большой», «маленький», «самый большой»), развивают координацию движений и мелкую моторику рук.


Автор:
Смирнова Юлия Владимировна
Дефектолог-логопед
Яндекс.Метрика