Уровень развития речи у ребенка является одним из важных показателей уровня развития высших функций психики. В некоторых случаях задержка развития речи сочетается с нарушением развития психики, в остальных является признаком задержки формирования только одной или нескольких ее функций.
Что такое речь и ее значение?
Речь является средством общения и сформирована она была путем появления вербальных (словесных) понятий объектов и действий. Необходимым условием ее формирования является социальная среда (человеческое общество). Для ребенка первых лет жизни этой средой является, прежде всего его семья. Все известные случаи лишения ребенка человеческой среды общения, такие как, например воспитание ребенка в волчьей стаи или самкой ягуара, (например, в Индии), где он был лишен вербального общения, всегда приводили к грубейшей задержке развития психики. Причем никакие впоследствии попытки обучения не могли значительно компенсировать развитие психики этих детей. В лучшем случае удавалось развить речь и интеллект до уровня 2-3 летнего ребенка. Это только в замечательном мультфильме, Маугли выглядит стройным и умным юношей. На самом деле все выглядело обычно гораздо прозаичнее. Все это показывает важность правильного развития ребенка, в первые годы жизни.
Многие исследования показывают, что ребенок первых лет жизни усваивает огромное количество информации. У ребенка с первых месяцев жизни происходит формирование большинства нейрофункциональных систем, происходит формирование большинства функций, структуры и принципов работы нервной системы. Очень важно, чтобы информация своевременно поступала к ребенку, поступала в нужном объеме и в соответствующем виде и качестве. Нужно также четко понимать, что определенная информация в этом периоде может принести и вред будущему развитию ребенка. Особенно важен так называемый период бессознательного, то есть период раннего детства, который взрослый человек не помнит и не может проанализировать, осмыслить и пережить заново.
Как формируется речь у ребенка?
Речь формируется в результате определенной работы. В результате вербального общения ребенок получает информацию через органы чувств. Орган чувств (в данном случае орган слуха) переводит структурный физический импульс (звуковую волну) в соответствующий структурный нервный импульс который передается в определенные участки головного мозга, где воспринимается и отражается путем определенной структуры в ткани головного мозга. По мере поступления структурных импульсов и их усложнения формируются все более сложные нейрофункциональные ансамбли. Таким образом, формируется импрессивная или сенсорная речь. На ее основе (через преобразованные в соответствующей зоне мозга) сложные нервные импульсы идут к группе мышц (дыхательные, мышцы голосовых связок, языка, щек, губ др.). Путем согласованной работы этих мышц на выдохе происходит формирование звуков при прохождении воздуха через голосовые связки и определенные конфигурации языка и губ и резонаторы ротовой полости и носа. Так формируется экспрессивная или моторная речь.
Отсюда можно понять причины и механизм нарушения формирования речи:
1. Нарушения слуха у ребенка. В зависимости от степени нарушения функции органа слуха будет определенная степень нарушения развития речи. Понятно, что у абсолютно глухого ребенка речь никогда и не сформируется, а у ребенка с абсолютным музыкальным слухом речь может развиваться с опережением и могут быть, например отличные способности к изучению иностранных языков в будущем.
2. Нарушения функции головного мозга в результате наследственных, врожденных и приобретенных причин. Чаще всего это гипоксия (кислородное голодание) головного мозга в периоде родов и генетические особенности развития психики, реже травмы и инфекционные заболевания центральной нервной системы.
3. Дефицит вербального (словесного) общения, что замедляет формирование сенсорной речи.
4. Нарушения функции артикуляционных мышц и пороки развития гортани и ротовой полости.
Что такое задержка речевого развития у детей и как она выявляется, должен представлять каждый родитель. Чем раньше ребенок с данной патологией будет обследован и заболевание будет диагностировано, тем успешнее пройдёт лечение и тем оптимистичнее будут прогнозы на будущее развитие малыша.