Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Постановка звука [Р]

Звук [Р] - один из самых сложных по своей артикуляции. Дети могут освоить его произношение к трем годам, но обычно это происходит в возрасте 4-5 лет.

До 4-5 лет нарушенное произношение считается возрастной нормой. Обычно к этому возрасту дети самостоятельно осваивают произношение всех звуков родного языка. Если после пяти лет ребенок испытывает трудности произношения каких-либо звуков, обязательно обратитесь за помощью к логопеду. Только специалист сможет выявить причины и устранить недостатки нарушенного звукопроизношения.

Прежде чем приступать к занятиям по развитию навыков правильного произношения, логопед тщательно изучает строение и подвижность органов артикуляции и проверяет состояние фонематического слуха (как ребенок воспринимает и различает на слух сходные по артикуляции и звучанию звуки), выясняет, как и какие звуки нарушены.

Логопедическая работа по исправлению звукопроизношения проводится в три этапа:

1. Подготовительный этап.

  • развитие фонематического слуха
  • формирование направленной воздушной струи
  • выработка укладов и двигательных навыков для постановки звуков с помощью артикуляционной гимнастики

2. Постановка звука.

  • вызывание, или постановка, звука с помощью специальных приёмов 

3. Автоматизация, или закрепление, звука.

  • произносительные навыки поставленного звука отрабатываются в строгой последовательности: в слогах, в словах, во фразах, стихах и связной речи.

Часто на мою почту приходят письма с просьбой рассказать, как заниматься с ребенком дома, чтобы поставить звук Р. Конечно, этим вопросом должен заниматься специалист, но если рядом нет логопеда, можно и нужно помогать ребенку, осваивать правильное произношение, обязательно соблюдая всю последовательность логопедической работы:

1. Проверяем подвижность органов артикуляции.

Просим ребенка:

  • надуть щеки, втянуть щеки;
  • улыбнуться, показать зубы;
  • показать язык, сделать его остреньким, как иголочка;
  • положить широкий язык на нижнюю губку и удерживать в таком положении под счет до 5;
  • подвигать кончиком языка из одного уголка рта в другой (упражнение «Часики»);
  • открыть рот, дотронуться кончиком языка верхней губы, затем – нижней (упражнение «Качели).

Движения должны быть свободными и плавными, язык не должен дрожать, не должно усиливаться слюнотечение.

Если ребенок испытывает трудности при выполнении движений, не может сделать язык широким или узким, язык подергивается и отмечается повышенное слюнотечение, то его необходимо показать логопеду и психоневрологу. Скорее всего, такому ребенку понадобится логопедический массаж и, возможно, медикаментозное лечение.

2. Вырабатываем двигательные навыки для постановки звука с помощью артикуляционной гимнастики.

Разучите с ребенком основной комплекс артикуляционной гимнастики. Эти упражнения помогут ребенку развить умения управлять своими органами артикуляции. Выполняйте упражнения ежедневно, особое внимание для постановки звука Р уделите упражнениям «Чистим зубки», «Лошадка», «Грибок», «Маляр», «Индюки», «Дятел», «Мотор».

Подробно о значении артикуляционной гимнастики читайте на нашем сайте, смотрите видеоуроки.

3. Проверяем, как на слух ребенок различает звук Р среди других звуков речи.

Упражнение «Поймай звук»

1)     Взрослый называет разные звуки, а ребенок хлопает в ладоши, как только услышит звук Р.

Ммм ррр сссс ллл ррр нннн ллл ррр шшш ссс ллл ррр шшш

2) Взрослый называет слоги, а ребенок хлопает в ладоши, как только услышит слог со звуком Р.

ФА РА ЛА СА ША РА МО НО РО ЛО ШО РО

Если ребенок ошибается и плохо различает звуки, значит, у него недостаточно развит фонематический слух. С ребенком необходимо провести занятия на развитие фонематического восприятия и слухового контроля. Смотрите наши видеоуроки по этой теме.

4. Формируем навык направленной воздушной струи.

Учим сильному направленному выдоху. Следим, чтобы ребенок не поднимал плечи и не надувал щеки.

Упражнение «Загони мяч в ворота»

Сделайте ватный шарик (мяч) и ворота из карандашей. Предложите ребенку подуть на ватку с силой так, чтобы она попала в ворота.

Другой вариант. Дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать).

Другие упражнения по развитию направленного выдоха, представлены в видеоуроках.

Постановка звука Р.

После проведения подготовительной работы можно переходить к постановке звука.

Основные способы:

  • вызывание звука по подражанию;
  • постановка звука с помощью разных приёмов и приспособлений.

Логопеды для этой цели используют шпатели и специальные зонды, но в домашних условиях их легко можно заменить подручными средствами – ложками, палочками, ручками, карандашами, а самое главное в постановке звуков – это чистые руки и пальцы.

Для того чтобы научить ребенка правильно произносить тот или иной звук, необходимо знать его правильную артикуляцию. То есть иметь отчетливое представление, как во время произношения звука работают и в каком положении находятся язык, губы, щеки, голосовые связки.

Правильная артикуляция звука [Р].

Во время произнесения звука кончик языка приподнят и вибрирует у основания верхних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос.

Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного.

По подражанию: 

Перед зеркалом покажите ребенку, как правильно произносится звук Р. Произнесите звук утрированно с выраженной артикуляцией.

Затем попросите ребенка открыть рот, округлить губы, упереться языком в верхние резцы и с силой подуть на кончик языка: Р – Р – Р.

Если не удаётся вызвать звук по подражанию (этот способ редко приводит к положительным результатам), переходите к постановке звука.

Постановка звука Р проводится в двух направлениях:

1. Вырабатываем умение быстро стучать кончиком языка за верхними резцами, произнося: Д – Д – Д – Д – Д - Д.

Обязательное условие, рот при этом должен быть открыт, а зубы видны.

Чтобы ребенок не закрывал рот, делаем из его указательного пальца левой руки «крючок» и вешаем на коренные зубки.

Вместо Д – Д - Д можно произносить разные слоговые сочетания типа:

ТДА – ТДА,

ТДЫ - ТДЫ;

ДЗА - ДЗА,

ДЗЫ - ДЗЫ;

ДЗНЬ - ДЗНЬ.

2. Вырабатываем вибрацию кончика языка.

Во время произнесения ребенком Д – Д - Д (или других слоговых сочетаний) производим быстрые движения вправо- влево под кончиком языка любым предметом (ручкой, палочкой, карандашом) с гладкой и чистой поверхностью, чем вызываем его вибрацию. Затем учим ребенка самостоятельно вызывать вибрацию, используя указательный палец. Движения такие же.

Постановка звука Р иногда требует большого терпения, как со стороны взрослых, так и со стороны самого ребенка. Главное не отчаиваться и не бросать занятия, а нарабатывать навыки каждый день до получения результата.

Уроки по введению (автоматизации) звука Р в речь смотрите на нашем сайте.



Автор:
Смирнова Юлия Владимировна
Дефектолог-логопед
Яндекс.Метрика