Звук [Р] - один из самых сложных по своей артикуляции. Дети могут освоить его произношение к трем годам, но обычно это происходит в возрасте 4-5 лет.
До 4-5 лет нарушенное произношение считается возрастной нормой. Обычно к этому возрасту дети самостоятельно осваивают произношение всех звуков родного языка. Если после пяти лет ребенок испытывает трудности произношения каких-либо звуков, обязательно обратитесь за помощью к логопеду. Только специалист сможет выявить причины и устранить недостатки нарушенного звукопроизношения.
Прежде чем приступать к занятиям по развитию навыков правильного произношения, логопед тщательно изучает строение и подвижность органов артикуляции и проверяет состояние фонематического слуха (как ребенок воспринимает и различает на слух сходные по артикуляции и звучанию звуки), выясняет, как и какие звуки нарушены.
Логопедическая работа по исправлению звукопроизношения проводится в три этапа:
1. Подготовительный этап.
- развитие фонематического слуха
- формирование направленной воздушной струи
- выработка укладов и двигательных навыков для постановки звуков с помощью артикуляционной гимнастики
2. Постановка звука.
- вызывание, или постановка, звука с помощью специальных приёмов
3. Автоматизация, или закрепление, звука.
- произносительные навыки поставленного звука отрабатываются в строгой последовательности: в слогах, в словах, во фразах, стихах и связной речи.
Часто на мою почту приходят письма с просьбой рассказать, как заниматься с ребенком дома, чтобы поставить звук Р. Конечно, этим вопросом должен заниматься специалист, но если рядом нет логопеда, можно и нужно помогать ребенку, осваивать правильное произношение, обязательно соблюдая всю последовательность логопедической работы:
1. Проверяем подвижность органов артикуляции.
Просим ребенка:
- надуть щеки, втянуть щеки;
- улыбнуться, показать зубы;
- показать язык, сделать его остреньким, как иголочка;
- положить широкий язык на нижнюю губку и удерживать в таком положении под счет до 5;
- подвигать кончиком языка из одного уголка рта в другой (упражнение «Часики»);
- открыть рот, дотронуться кончиком языка верхней губы, затем – нижней (упражнение «Качели).
Движения должны быть свободными и плавными, язык не должен дрожать, не должно усиливаться слюнотечение.
Если ребенок испытывает трудности при выполнении движений, не может сделать язык широким или узким, язык подергивается и отмечается повышенное слюнотечение, то его необходимо показать логопеду и психоневрологу. Скорее всего, такому ребенку понадобится логопедический массаж и, возможно, медикаментозное лечение.
2. Вырабатываем двигательные навыки для постановки звука с помощью артикуляционной гимнастики.
Разучите с ребенком основной комплекс артикуляционной гимнастики. Эти упражнения помогут ребенку развить умения управлять своими органами артикуляции. Выполняйте упражнения ежедневно, особое внимание для постановки звука Р уделите упражнениям «Чистим зубки», «Лошадка», «Грибок», «Маляр», «Индюки», «Дятел», «Мотор».
Подробно о значении артикуляционной гимнастики читайте на нашем сайте, смотрите видеоуроки.
3. Проверяем, как на слух ребенок различает звук Р среди других звуков речи.
Упражнение «Поймай звук»
1) Взрослый называет разные звуки, а ребенок хлопает в ладоши, как только услышит звук Р.
Ммм ррр сссс ллл ррр нннн ллл ррр шшш ссс ллл ррр шшш
2) Взрослый называет слоги, а ребенок хлопает в ладоши, как только услышит слог со звуком Р.
ФА РА ЛА СА ША РА МО НО РО ЛО ШО РО
Если ребенок ошибается и плохо различает звуки, значит, у него недостаточно развит фонематический слух. С ребенком необходимо провести занятия на развитие фонематического восприятия и слухового контроля. Смотрите наши видеоуроки по этой теме.
4. Формируем навык направленной воздушной струи.
Учим сильному направленному выдоху. Следим, чтобы ребенок не поднимал плечи и не надувал щеки.
Упражнение «Загони мяч в ворота»
Сделайте ватный шарик (мяч) и ворота из карандашей. Предложите ребенку подуть на ватку с силой так, чтобы она попала в ворота.
Другой вариант. Дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать).
Другие упражнения по развитию направленного выдоха, представлены в видеоуроках.
Постановка звука Р.
После проведения подготовительной работы можно переходить к постановке звука.
Основные способы:
- вызывание звука по подражанию;
- постановка звука с помощью разных приёмов и приспособлений.
Логопеды для этой цели используют шпатели и специальные зонды, но в домашних условиях их легко можно заменить подручными средствами – ложками, палочками, ручками, карандашами, а самое главное в постановке звуков – это чистые руки и пальцы.
Для того чтобы научить ребенка правильно произносить тот или иной звук, необходимо знать его правильную артикуляцию. То есть иметь отчетливое представление, как во время произношения звука работают и в каком положении находятся язык, губы, щеки, голосовые связки.
Правильная артикуляция звука [Р].
Во время произнесения звука кончик языка приподнят и вибрирует у основания верхних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос.
Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного.
По подражанию:
Перед зеркалом покажите ребенку, как правильно произносится звук Р. Произнесите звук утрированно с выраженной артикуляцией.
Затем попросите ребенка открыть рот, округлить губы, упереться языком в верхние резцы и с силой подуть на кончик языка: Р – Р – Р.
Если не удаётся вызвать звук по подражанию (этот способ редко приводит к положительным результатам), переходите к постановке звука.
Постановка звука Р проводится в двух направлениях:
1. Вырабатываем умение быстро стучать кончиком языка за верхними резцами, произнося: Д – Д – Д – Д – Д - Д.
Обязательное условие, рот при этом должен быть открыт, а зубы видны.
Чтобы ребенок не закрывал рот, делаем из его указательного пальца левой руки «крючок» и вешаем на коренные зубки.
Вместо Д – Д - Д можно произносить разные слоговые сочетания типа:
ТДА – ТДА,
ТДЫ - ТДЫ;
ДЗА - ДЗА,
ДЗЫ - ДЗЫ;
ДЗНЬ - ДЗНЬ.
2. Вырабатываем вибрацию кончика языка.
Во время произнесения ребенком Д – Д - Д (или других слоговых сочетаний) производим быстрые движения вправо- влево под кончиком языка любым предметом (ручкой, палочкой, карандашом) с гладкой и чистой поверхностью, чем вызываем его вибрацию. Затем учим ребенка самостоятельно вызывать вибрацию, используя указательный палец. Движения такие же.
Постановка звука Р иногда требует большого терпения, как со стороны взрослых, так и со стороны самого ребенка. Главное не отчаиваться и не бросать занятия, а нарабатывать навыки каждый день до получения результата.
Уроки по введению (автоматизации) звука Р в речь смотрите на нашем сайте.