С одной стороны, раннее обучение музыке способствует глубокому проникновению в музыкальный мир. Сознание ребёнка способно охватывать любые, сложные на первый взгляд, вещи. Малышу не важно, что запоминать – марки машин или ритмический рисунок песенки. Кроха даже не догадывается, что это сложно!
С другой стороны, ребёнок может оказаться психологически не готов к систематическим занятиям, ведь урок музыки – это абсолютно новое явление в его жизни.
В целом, ответ носит индивидуальный характер: всё зависит от общего уровня развития ребёнка, его здоровья, темперамента и интереса к музыке.
Если в ближайшей музыкальной школе идёт набор в группы раннего музыкального развития, значит там, наверняка, работают профессионалы, которые знают физиологические особенности и нормы развития дошколят. На таких занятиях ваш малыш в игровой форме будет знакомиться с прекрасным миром музыки, с многообразной палитрой музыкальных инструментов и даже с нотной грамотой. Мы, конечно, не берём во внимание то, что вы мечтаете обучать своего малыша игре на скрипке или другом музыкальном инструменте по успешной методике Шиничи Сузуки, который сравнивал свой метод обучения игре на инструменте с усвоением родного языка. Он считал, что дети 3-4 лет могут играть, а не пиликать на скрипке, и успешно обучал их игре на инструменте. На занятиях раннего музыкального развития родители должны быть готовы учиться вместе с чадом слушать музыку; рисовать её, придумывая разные образы; сочинять и обыгрывать ваши с ребёнком фантазии! Всё это станет возможным благодаря общему развитию ребёнка. Главное, конечно, не переусердствовать, а внимательно присматриваться к юному музыканту – обучение должно приносить ему радость! И если вдруг малыш станет отказываться посещать занятия, не давите на него своим авторитетом, а постарайтесь выяснить причину и, по возможности, устранить её. Может так случиться, что придётся взять паузу в занятиях. Не расстраивайтесь.
Если ваш малыш ходит в детский сад и на утренниках вы увидите, что он двигается под музыку и эмоционально на неё откликается, правильно владеет приёмами игры на бубне, ложках, металлофоне, маракасах и ритмично исполняет простые мелодии в шумовом оркестре, а песенный материал подобран по возрасту, то вам повезло с музыкальным руководителем. Ваш ребёнок в свои 3-4 годика регулярно слышит живое звучание фортепианной музыки, потому, что в детском саду главным разделом музыкального воспитания является слушание классики. Музыкальный материал подаётся через образ, развивается сюжетное мышление. Именно это станет залогом успеха дальнейшего обучения музыке.
Сегодня, с 5-6 лет многие музыкальные школы начинают обучать игре на инструменте. Важно, чтобы ребёнок выбрал инструмент сам. Его музыкальный опыт станет шире, а интерес конкретнее. Может случиться, что подготовительных занятий при музыкальной школе не будет, а кроме скрипки, гитары и фортепиано о других инструментах вы ничего не знаете. Как тогда рассказать о красоте звучания разных инструментов, и как ребёнок сможет определиться с выбором? Всё просто: посещайте концерты, детские спектакли в сопровождении живой музыки, смотрите и слушайте записи музыкальных произведений. Кроме того, в музыкальной школе всегда проходят отчётные концерты каждого отделения. Отделение струнных инструментов откроет красоту звучания не только скрипки, но и виолончели и арфы. Отделение народных инструментов познакомит вашего малыша не только с гитарой, но и с баяном, аккордеоном, домрой, балалайкой и даже гуслями. Отдел духовых инструментов будет представлен флейтой, гобоем, кларнетом, саксофоном, трубой. А ещё есть отделения ударных инструментов, хорового пения и многие другие.
Итак, если ваш ребёнок развит по возрасту, адаптирован к детскому саду, эмоционально и с непосредственным интересом откликается на музыку, можно начинать обучение в музыкальной школе. И чем раньше это произойдет, тем лучше.Даже, если в будущем малыш не станет профессиональным музыкантом, через систематические занятия он получит мощный толчок в интеллектуальном развитии. И будьте готовы к тому, что музыкальное образование это большой труд.