Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

3

Формирование речевого слуха и развитие речи у ребенка

Формирование речи у ребенка опирается на развитие речевого слуха. Оба процесса начинаются с самого рождения малыша и особенно активны в первые годы его жизни. В развитии речевого слуха прослеживается несколько стадий: от звуковых подражаний через стадию лепета ребенок приходит к пониманию и произнесению первых слов.

Звуковые подражания: 0—10 месяцев

Формирование у ребенка речевого слуха начинается со звуковых подражаний. С первых дней жизни малыша для развития у него звуковых подражаний проводите с ним ежедневную «Игру-перекличку».

Лучшее время для игры — примерно спустя час после пробуждения малыша. Непременное условие — его хорошее настроение.

Начинайте с простого. Сначала младенец произносит за взрослым отдельные звуки: а-а-а, у-у-у, и-и-и. Эти и другие звуки нужно чередовать, чтобы малыш учился «переключать» движения органов речи. Учтите важное обстоятельство: когда вы произносите звук, ребенок должен хорошо видеть ваше лицо. Ведь он не только слушает вас, но и смотрит на ваш рот, следит за движениями губ.

Потом наступит черед подражанию отдельным слогам, повторению слогов и их комбинаций. Учите малыша повторять за вами то, что может произносить он сам. «Ба-ба-ба», — лепечет малыш. Взрослый подхватывает эти слоги. После небольшой паузы он слышит их снова из уст ребенка. Учтите, что на первых порах малышу будет трудно повторять за вами звуки или слоги — даже те, которые он сам произносит легко и правильно. Но месяцам к 10 умение подражать усовершенствуется, и младенец будет повторять за вами и те звукосочетания, которых в его лепете не было. Эта способность ляжет в основу подражания целым словам и выражениям, которые ребенок позже будет заимствовать из речи взрослых.

Превращение лепета в речь: 6 месяцев — 1,5 года

Примерно к середине первого года жизни малыш вступает в новую стадию речевого развития, которая определяется как лепет. У ребенка продолжает развиваться речевой слух, совершенствуется артикуляция.

Лепетная речь ребенка содержит огромное разнообразие звуков и звуковых комплексов. Среди них есть очень похожие на звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди. Есть мало похожие на звуки языка. И есть не похожие совсем.

Может ли лепет ребенка из этого разнообразия звуков сам по себе превратиться в речь? Нет. Ребенок сам не сможет из слогов, таких как ма, ба, па, дя, составить слова, которые стали бы обозначением близких людей: мама, папа, баба, дядя. Именно взрослые помогают ребенку из произносимых им слоговых сочетаний, похожих на наш родной язык, составлять свои первые слова и называть маму — мамой, папу — папой, а бабушку — бабушкой.

Когда малыш слушает речь взрослого, он не просто воспроизводит свой лепет в первозданном виде, а понемногу подстраивается под звучание слов и усваивает правильное произнесение звуков, слогов и слов. Поэтому необходимо постоянно разговаривать с ребенком, давать ему правильные образцы родной речи.

Понимание и обобщение значений слов: 6 месяцев — 1,5 года

Когда взрослые кормят ребенка, одевают его, играют с ним, они обязательно называют действия и предметы: «Встань... Дай ручку... Наденем шапочку... А теперь завяжем платочек... Вот мячик... Возьми мячик...» Все это повторяется неоднократно, изо дня в день. И понемногу малыш начинает понимать отдельные слова и короткие фразы. Помогайте малышу в этом непростом деле — понимании вашей речи, ваших слов.

Тут плохи две крайности: скупость на слова и многословие. Конечно, совсем не годится редко и мало разговаривать с малышом. Но не лучше и обрушивать на него слишком много слов — в их потоке теряется тот смысл, который вы хотите донести ребенку.

Чтобы слово сделалось понятным малышу, стало обозначением, названием предмета или действия, нужно, чтобы вы ясно соотнесли слово с конкретным предметом или действием. Вы показываете малышу новую игрушку, он заинтересовался ею, тянется к ней. Назовите ее ясно и отчетливо, подчеркните это название голосом, паузой, так чтобы малыш действительно услышал произносимое вами слово.

Потом, уже только услышав это слово, когда вы спросите, например: «Где мячик?.. Где киска?..», он начнет искать предмет глазами. Он понимает вас, а правильнее сказать — он учится понимать.

Так начинается речевое общение: взрослый получает ответ на свой вполне конкретный вопрос, собеседники понимают друг друга. Общение еще неполное, потому что говорит только взрослый, а ребенок отвечает действием, но все-таки это уже настоящая коммуникация, обмен смыслами.

Несколько позже малыш приходит и к пониманию обобщающей роли слова. «Где огонек?» — спрашивают ребенка, и он устремляет взор на настольную лампу. Но лампочка под абажуром для него не огонек, а что-то другое. Поначалу слово для малыша выступает только как имя единичного, конкретного, того именно предмета, с которым оно впервые связалось.

Чтобы слово-название не оставалось для него именем единичного предмета, нужно показывать ребенку одинаковые предметы: «Это ложка. И это ложка. И это ложка». Также следует показывать предметы, различающиеся по величине, форме, цвету. Лежат два мячика, один большой, второй маленький; и про тот и про другой надо сказать: «Это мячик». Свойства и особенности предметов малыш будет усваивать позже, но и сейчас, во второй половине первого года, особенно к его концу, нужно обращать на это внимание.

Побуждение к действию: 10 месяцев — 1,5 года

Речь взрослого должна управлять не только слуховым восприятием ребенка, но и его действиями. Вот почему так важно учить малыша понимать слова, которые обозначают движения, действия. Одевая или раздевая ребенка, вы помогаете ему встать, сесть, лечь и говорите при этом: «Встань… Вставай... Сядь... Садись... Ложись...» Он усваивает эти слова и потом проделывает все эти действия сам, когда вы к нему обратитесь с соответствующей просьбой. Когда малыш научится ходить, он должен одновременно научиться понимать слова «иди», «подойди», «стой».

Учите ребенка движениям и действиям, которые выполняются руками, — обязательно учите его одновременно и пониманию слов, которые эти действия обозначают: «разожми кулачок», «дай», «положи», «отпусти». Он должен уметь протягивать ручку, услышав «Здравствуй», и помахать рукой при прощании «До свидания!»

Когда малыш научится выполнять по просьбе взрослого отдельные действия «возьми», «положи», «подними», это создаст основу для того, чтобы с помощью слов строить более сложные действия: «Возьми мячик, дай мне», «Возьми мишку, положи на стул».

К концу года словом можно побудить малыша воздержаться от действия, когда взрослый произносит строгое «нельзя». Надо, чтобы сначала это слово всегда подкреплялось делом. Если ребенок тянется к хрупкой вазочке, надо не только сказать «нельзя», но и придержать его ручки, а затем постараться переключить его внимание на более подходящее занятие. В дальнейшем окажется достаточно одного словесного запрета, произнесенного со строгой интонацией.

Произнесение первых осмысленных слов: 11 месяцев — 1,5 года

Первые осмысленные слова возникают в речи ребенка к концу года. Возникают не вдруг — а на богатой почве лепета, понимания слов, произнесения звуков, слогов и слов по принципу подражания.

Как появляются первые осмысленные слова?

Проследим за такой ситуацией: малыш не может достать игрушку, которая стоит среди нескольких других, тянется к ней, жестами и возгласами выражает свое желание. Взрослый говорит в этот момент: «Что тебе дать! Собачку? Скажи: «Дай... Дай ав-ав!» Малыш не сразу, конечно, станет говорить «Дай!», тем более «Дай ав-ав!» Надо, чтобы подобная ситуация повторилась не раз, прежде чем малыш вместо возгласов нетерпения произнес: «Дай!»

Малыш тянется за собачкой, которая стоит среди других игрушек. Чтобы взрослый понял его желание, ребенок должен сказать: «Дай ав-ав!» или «Ав-ав!» Поскольку второе проще произнести, лучше спрашивать малыша так: «Что дать?.. Собачку? Ав-ав?» — и далее подсказать ответ: «Ав-ав!»

Дело не только в простоте или сложности возможного для ребенка ответа. Дело в том, какой смысл имеет просьба малыша. Ведь он хочет получить не любую из игрушек, а именно собачку. Поэтому без слова «дай» можно обойтись, а вот без слова «собачка» (ав-ав) обойтись нельзя никак. Для малыша сейчас имеет значение предмет, а не действие. И если он произнесет в этот момент ав-ав, это слово наполнится смыслом, простое звучание превратится в обозначение, в название предмета.

Но возьмем другую ситуацию: ребенок тянется к той же недоступной собачке, рядом с которой других игрушек нет. Что выступает здесь на первый план? Конечно, действие. Предмет можно и не называть, он «назван» самой ситуацией. Взрослый, конечно, понимает, чего хочет от него ребенок, но должен требовать, чтобы малыш произнес слово «дай»: «Скажи: “Дай!”» И когда рано или поздно ребенок это слово произнесет, звучание его свяжется с действием взрослого, который подает ему игрушку. Слово приобретет смысл.

Рекомендуемые игры для развития у ребенка от рождения до полутора лет речевого слуха и стимулирования активной речи

Развитию у младенца слухового и зрительного восприятия способствуют игры: «Интересная игрушка», «Колокольчик», «Пальчики», «Сорока-белобока».

Игра «Дразнилки» тренирует мышцы лица и учит малыша подражать мимике взрослого.

Стимулируют речевую и двигательную активность ребенка игры: «Ладушки», «Наши ручки, наши ножки».

Игры «Звукоподражание», «Кто как кричит» и «Телефон» стимулируют активную речь и звукоподражание с разной интонацией.

С помощью игры «Первые песенки» можно стимулировать гуление малыша, а в процессе игры «Первые слова» учить его первым лепетным словам.

Развитию как слухового, так и зрительного внимания ребенка, а также его мышления способствуют игры «Прятки», «Что там?», «Поле чудес».

Игра «Где мой носик?» привлекает внимание ребенка к звучанию собственного имени, игра «Моя семья» учит малыша узнавать членов семьи на фото, а игра «Называем части тела» учит его находить и показывать части тела на игрушках и у себя.


Автор:
Смирнова Юлия Владимировна
Дефектолог-логопед
Яндекс.Метрика