Звуки [К], [Г], [Х] относятся к группе заднеязычных звуков. Обычно к 2-3 годам дети самостоятельно осваивают произношение этой группы. Однако некоторые дети могут испытывать трудности в освоении этих звуков. Чаще всего это связано с недостаточностью мышечного тонуса органов артикуляции и (или) несформированностью фонематического слуха, отвечающего за узнавание и различение звуков речи.
Основные направления работы для постановки звуков [К], [Г] и [Х]
- развитие фонематического слуха
- выработка укладов и двигательных навыков с помощью артикуляционной гимнастики
- постановка звука
- автоматизация, или закрепление, звука
О других этапах и направлениях логопедической работы более подробно можно прочитать в статье «Постановка звука [Р]».
Упражнения для развития фонематического слуха
- «Поймай звук»
Взрослый называет разные звуки. Ребенок хлопает в ладоши, как только услышит звук [К]
А У И К Ы А К О У И К
С Т К Д П К Ф Б Х К
- «Поймай слог»
Взрослый называет слоги. Ребенок стучит ладошкой по столу, как только услышит слог со звуком [К]
ФА ЛА СА КА ША РА КА
МО ТО ХО КО ЛО СО КО
- «Поймай слово»
Взрослый называет многократно слово капитан - искаженно и правильно. Ребенок кивает головой: верно или неверно.
апитан, гапитан, капитан, тапитан, папитан, капитан
Вырабатываем артикуляционные уклады и двигательные навыки
Разучите с ребенком основной комплекс артикуляционной гимнастики. Эти упражнения помогут ребенку развить умения управлять своими органами артикуляции. Выполняйте упражнения ежедневно, особое внимание для постановки звуков [К], [Г], [Х] уделите упражнениям «Киска», «Киска сердится», «Блинчик», «Змейка», «Чистим зубки».
Подробно о значении артикуляционной гимнастики читайте на нашем сайте.
Артикуляция звуков [К], [Г], [Х]
Для того, чтобы научить ребенка правильно произносить тот или иной звук, необходимо знать его правильную артикуляцию. То есть необходимо иметь отчетливое представление, как во время произношения звука работают и в каком положении находятся язык, губы, щеки, голосовые складки.
Правильная артикуляция звука [К]
Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Зубы разомкнуты. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Боковые края языка прижаты к задним верхним зубам. Задняя часть языка образует смычку с нёбом. Мягкое нёбо поднимается и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный звук.
Правильная артикуляция звука [Г]
Такая же, как и у звука [К], только с участием голоса. Голосовые складки смыкаются и вибрируют.
Правильная артикуляция звука [Х]
Отличается от звука [К] тем, что задняя часть спинки языка образует не смычку с нёбом, а по средней линии образует щель.
Постановка звуков [К], [Г], [Х]
Эти звуки ставятся с механической помощью. Логопеды используют для этой цели медицинский шпатель. В домашних условиях его можно заменить столовой ложкой или ставить (вызывать) звук чистым указательным пальцем.
Для постановки звука [К] просим ребенка произносить многократно слоги та-та-та, одновременно с этим, нажимом шпателя на переднюю часть спинки языка отодвигаем его постепенно назад (вглубь). С продвижением языка сначала слышится тя, затем кя, потом ка.
Если с первого раза не получится вызвать нужный звук, необходимо продолжить всё снова.
Так же ставится звук [Г] от слога да.
Звук [Х]ставится аналогично от звука с. Сначала слышится ся, затем хя и наконец - ха.
Если ваш ребенок умеет произносить звук [Г],но у него не получается глухой звук [К], то необходимо провести работу по различению «звонкости – глухости». Объясните ребенку, что эти звуки произносятся одинаково. Но звук [Г] произносится с голосом, а звук [К] – без голоса. Положите руку ребенка на свою шею в области гортани и поочередно произносите звуки. Ребенок должен почувствовать вибрацию от произнесения звонкого звука. Предложите ребенку произнести звук [К] как [Г], но без голоса.
Если не получится вызвать необходимые звуки самостоятельно, обязательно обратитесь за помощью к логопеду.
Автоматизация, или закрепление, звука
Закрепляйте произносительные навыки постепенно. Отработайте сначала произношение звука в слогах, затем в словах. После этого можно переходить к фразам и стихам. На последнем этапе автоматизации вводите поставленный звук в связную речь.