Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Что такое ЗРР?

ЗРР - задержка речевого развития. Характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Это значит, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено.

Почему возникает ЗРР?


Рассмотрим наиболее частые причины:

1. воздействие вредных факторов на мать во время беременности, родов или на самого ребенка в первые годы жизни (стрессы, инфекции, травмы);

2. наследственный фактор (кто-то из родителей тоже начал поздно говорить);

3. у ослабленных и часто болеющих детей (задерживается формирование всех психических функций, т.к. все силы организма уходят на борьбу с болезнью);

4. социальный фактор, а именно, отсутствие нормальных условий для развития речи ребенка. Здесь имеют место две крайности:

  • гиперопека – взрослые хорошо понимают ребенка и без слов предупреждают все его желания;
  • педзапущенность – взрослые не уделяют ребенку должного внимания, мало с ним общаются и разговаривают.

В каком возрасте можно говорить о задержке речевого развития и кто может сделать такое заключение?

ЗРР констатируют обычно у детей после 2 и до 3–3,5 лет, на основании заключений специалистов психоневролога и логопеда, в период, когда речь ребенка должна быть достаточно развита и можно было бы оценить разные её компоненты. Например: словарь, грамматический строй речи, звукопроизношение.

Что делать?

Занятия по развитию речи проводят специалисты логопеды и дефектологи. Не стоит отказываться и от медикаментозного лечения, которое назначает врач психоневролог.

При этом не следует забывать, что лучшая стимуляция речи – это общение с ребенком. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной.

Дома необходимо создать условия для всестороннего развития ребенка. Используйте полезные игры: кубики, пазлы, вкладыши, пирамидки и т.п. Играя, обращайте внимание ребенка на цвет, форму, размер и свойства предметов.

Важно рассказывать малышу сказки, читать детские стишки, потешки, напевать песенки. 

Занимаясь с ребенком, не перегружайте его, считайтесь с его уровнем развития. Любое занятие должно быть интересным и проводиться в виде игры.

Обязательно занимайтесь с ребенком дыхательной и артикуляционной гимнастикой. Это поможет создать прочный «фундамент» для дальнейшего речевого развития.




Автор:
Смирнова Юлия Владимировна
Дефектолог-логопед
Яндекс.Метрика