Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

0

Что такое ОНР?

Общее недоразвитие речи – это системное нарушение всех компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики) у детей с нормальным слухом и интеллектом.

Некоторые дети испытывают трудности в усвоении родного языка. Для такого ребенка характерно позднее появление речи, его словарь очень беден, грамматический строй нарушен, страдает произносительная сторона речи. Ребенок говорит невнятно, малопонятно для окружающих его людей.

При ОНР выделяют 4 уровня речевого развития, в зависимости от выраженности нарушений:

1 уровень – самый низкий, ребенок не владеет общеупотребительными средствами общения, это так называемые «безречевые дети». Обычно такой ребенок с трудом вступает в контакт. Может произносить несколько лепетных слов и звукоподражаний, широко использует мимику и жесты. Обращенную речь понимает только в хорошо знакомой ситуации. 

Примеры речи ребенка 1 уровня речевого развития:

«ко» - кошка

«итя» - мышка, мишка

«дей» - дверь, открыть, закрыть

«биби» - машинка, самолет, ехать

«бобо» - ударился, болит, болячка

2 уровень – начало развития фразовой речи. Речевая активность ребенка возрастает, появляются предложения из двух, трёх и четырёх слов. При этом сама фраза структурно нарушена и упрощена. Активный словарь преимущественно состоит из существительных, редко употребляет глаголы и прилагательные. Предлоги часто пропускает. Слоговая структура слова грубо нарушена. Понимание обращенной речи значительно повышается.

Примеры речи ребенка 2 уровня речевого развития:

 «виметь» - медведь

«памидка» - пирамидка

«Кадаси а тое» - карандаши на столе

«Игаю кука» - играю с куклой

«Мася акаля, атому упаль» - Маша плакала, потому что упала.

3 уровень – ребенок пользуется развернутой фразовой речью, но у него остается недостаточная сформированность лексико-грамматических и фонетических сторон речи.

Примеры речи ребенка 3 уровня речевого развития:

 «Мамой едиля азяпак. Там соон. Потом ходиля, де ледеби. И там исё быль озьяна» - С мамой ездили в зоопарк. Там слон. Потом ходили, где лебеди. И там ещё была обезьяна.

4 уровень – у ребенка выявляются незначительные нарушения компонентов речи. В речевом потоке могут быть перестановки слогов, звуков, сокращение согласных при их стечении. Все ошибки этого уровня быстро преодолеваются.

Все дети с ОНР нуждаются в логопедической помощи. Для них открыты специализированные сады и логопедические группы. В зависимости от выраженности нарушений, занятия рассчитаны на четыре, три или два года. В младшую группу поступают дети с 1 уровнем речевого развития, в среднюю – со 2 уровнем. Дети с 3 и 4 уровнем ОНР обучаются два года, начиная со старшей группы.

О нормах и этапах речевого развития читайте в отдельных статьях "Речевое развитие на первом году", "Речевое развитие на втором году жизни", "Речевое развитие на третьем году жизни", "Речевое развитие на четвертом году жизни", "Речевое развитие на пятом году жизни", "Речевое развитие на шестом году жизни", "Речевое развитие на седьмом году жизни".


Яндекс.Метрика