Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

0

Что делать, если ребенку поставлен диагноз алалия?

Для преодоления любого тяжелого речевого расстройства всегда требуется комплексный подход – наблюдение и лечение у врача психоневролога и логопедическая коррекция.

Логопедическую работу по преодолению алалии следует начинать как можно раньше, едва лишь замечено отставание ребенка в речевом развитии. Индивидуальные занятия, строятся с учетом уровня развития речи. Основные направления работы – это расширение и активизация словаря. Если ребенок не говорит, то работу начинают с развития понимания речи, активно подкрепляя слова жестами и мимикой. Создают условия для стимуляции звукоподражаний. Помимо этого, проводят голосовые упражнения (тянут, или поют гласные звуки), занимаются дыхательной и артикуляционной гимнастикой. Постепенно работу расширяют, ребенка учат говорить слова, называть по картинкам предметы и действия.

Помните, на любом этапе логопедической работы большое значение имеет участие родителей!

Родителям необходимо знать, что ребенок с алалией должен быть направлен в специализированный детский сад – логопедический, или для детей с ЗПР (у детей с алалией формируется вторичная задержка психического развития). Такое направление, после обследования дает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Всю информацию о работе ПМПК можно получить в детской поликлинике по месту жительства.

В специализированном саду ребенок постоянно находится в системе развивающих и коррекционных занятий: развитие речи, математика, музыка, физкультура, плавание, лепка, рисование, конструирование, логоритмика, индивидуальные занятия с логопедом и дефектологом. Конечно, занятия со специалистами имеют решающее значение для появления речи, но и весь комплекс занятий не менее важен. Положительное влияние на развитие речи оказывает формирование чувства ритма и совершенствование общей моторики. На музыкальных занятиях ребенок учится слушать песенки, понимать их содержание, выполнять разные движения под музыку. А на занятиях физкультуры осваивает разные виды ходьбы и бега, ползание, лазание, прыжки и подскоки. У детей с тяжелыми нарушениями речи также необходимо вырабатывать чувство равновесия и формировать перекрестную координацию движений. 

Хочется отметить, что ранняя стимуляция моторного развития и коррекции двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи у детей с органическим поражением центральной нервной системы.

Часто родители задают вопрос о сроках преодоления речевого нарушения. К сожалению, даже самый опытный специалист затруднится дать ответ на этот вопрос, так как этот процесс у каждого ребенка индивидуален. Выход из алалий всегда идет крайне медленно, зависит от выраженности дефекта и возможностей ребенка. Средние сроки – это три, четыре года в системе дошкольного коррекционного образования. Если к семи годам у ребенка остаются стойкие речевые нарушения, то для дальнейшего обучения ребенок направляется в коррекционную речевую школу.



Автор:
Смирнова Юлия Владимировна
Дефектолог-логопед
Яндекс.Метрика