Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

2

Речевое развитие в пятый год жизни

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих: ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли.

В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные — голубой, темный, оранжевый), притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются обобщающие существительные: посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты.

Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все еще редко. В речи малыша впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами, он усваивает и правильно согласовывает прилагательные с существительными в косвенных падежах.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие все еще не могут самостоятельно, без помощи взрослых связно, последовательно и точно изложить текст прочитанной сказки, рассказа.

В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия. Такое стремление закономерно: оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух. Со стороны взрослых его требуется всячески поощрять.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Благодаря достаточно развитому речевому слуху ребенок может различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи (конечно, если это дается в сравнении), улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы. Таким образом, возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются, что позволяет им выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому, более точно высказывать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.

К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие и звук р. У ряда детей отмечается искаженное произнесение звуков с, з и р. Такие дети нуждаются в специальной помощи, которую в тяжелых случаях оказывает логопед.

Отдельно заметим, что развитие речи — процесс очень индивидуальный для каждого ребенка. Не стоит паниковать, если ваш малыш не демонстрирует те или иные показатели нормы. Однако обратить внимание на этапы развития речевой активности и на очередность этих стадий следует обязательно. Занимайтесь, больше разговаривайте с ребенком — и результат не заставит себя ждать.


Автор:
Смирнова Юлия Владимировна
Дефектолог-логопед
Яндекс.Метрика