Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Речевое развитие в третий год жизни

Потребность ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. Повышается и способность к пониманию речи.

Малыш понимает, когда говорят не только о том, что совершилось в его присутствии сиюминутно, но и о том, что должно произойти.

Словарный запас к концу года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды и прочих объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами. Но все же в словарном запасе малыша преобладают существительные (60%), затем идут глаголы (25—27%) и меньше всего (лишь 10—12%) прилагательных.

Малыш начинает широко пользоваться местоимениями и предлогами. При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов, но и все чаще называет их свойства: цвет, качества и форму (яблоко красное, сладкое, круглое).

На третьем году ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. При пересказе сказок ребенок способен лишь договаривать за взрослым отдельные слова либо группы слов. Но небольшие тексты, многократно ему прочитанные, он почти полностью запоминает наизусть. Построить связный пересказ самостоятельно дети, как правило, еще не могут.

На данном возрастном этапе ребенок уже способен отгадывать простые загадки, если в их тексте содержится ответ, например, есть знакомые ему звукоподражательные слова («На болоте живет и квакает: “Ква-ква-ква”. Кто это?»)

К трем годам артикуляционная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произнесении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого или говорить тихо, когда этого требует ситуация. Следует отметить, что к трем годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка.

Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память и воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи.

Отдельно заметим, что развитие речи — процесс очень индивидуальный для каждого ребенка. Не стоит паниковать, если ваш малыш не демонстрирует те или иные показатели нормы. Однако обратить внимание на этапы развития речевой активности и на очередность этих стадий следует обязательно. Занимайтесь, больше разговаривайте с ребенком — и результат не заставит себя ждать.


Автор:
Смирнова Юлия Владимировна
Дефектолог-логопед
Яндекс.Метрика