Третий возрастной критический период начинается примерно в 2-3 года жизни малыша. Этот период совпадает с активной социализацией ребенка. Именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад, группы раннего развития, детские площадки и развлекательные мероприятия.
Особенности третьего возрастного критического периода:
1. У ребенка в ответ на инфекцию формируется первичный иммунный ответ, но органы местной защиты развиты не в полной мере. Слизистые все еще плохо защищены, так как в полном объеме свои иммуноглобулины А выработаются лишь к 7-8 годам. А тех, которые уже выработались у малыша к 2-3 годам, недостаточно для полной защиты. Поэтому в этом возрасте организм ребенка все более подвержен развитию острых респираторных заболеваний. Респираторные заболевания могут повторяться через короткие промежутки времени, даже если ребенка пролечили, и нужное время он находился на домашнем режиме.
2. Многочисленные лимфоидные скопления у малыша берут на себя большую часть защиты от инфекций. Но иногда, в силу незрелости иммунной системы, лимфоидные скопления могут активно разрастись и вместо защитной функции начать выполнять разрушающую. Например, увеличение аденоидов (скопление лимфоидной ткани в носоглотке) приводит к нарушению носового дыхания, закрытию евстахиевой трубы, а в дальнейшем и к отитам.
3. Пищевая аллергия, тот самый атопический дерматит (диатез), который был у ребенка на первом году жизни, постепенно уходит. Ведь кишечная флора ребенка уже сформировалась, слизистая кишечника укрепилась. Но если у малыша сохраняются кожные проявления, то необходимо обследование и консультация у аллерголога, так как атопический дерматит в этом возрасте может перейти в нейродермит требуется специализированное лечение.
В 2-3 летнем возрасте дети начинают посещать детский сад. И вот здесь начинаются первые ошибки родителей. Ребенка к детскому саду необходимо подготовить. Детский сад для неподготовленного ребенка будет большим стрессом.
Когда вы готовите ребенка к посещению детского сада, обратите внимание не только на психологические аспекты, но и на физиологию ребенка. За два - три месяца до первого посещения начинайте приучать ребенка к режиму дня, как в детском саду. Питание в одно время, дневной сон должен проходить в то время, когда он будет в детском саду. Важно вовремя укладывать ребенка на ночной сон. Это напрямую связано с формированием иммунной системы. Не зря же нас в детстве укладывали спать сразу же после просмотра телепередачи «Спокойной ночи, малыши», которая заканчивалась в 20.55. А в 21.00 все дети должны были лечь спать. Ведь важные регулирующие иммунитет и развитие ребенка гормоны, такие как серотонин, мелатонин и др. вырабатываются в ночное время (примерно с 22.00 до 2-3 часов ночи). Соответственно если ребенок ложится спать поздно, то активные вещества, столь необходимые для здорового роста и развития ребенка, формирования иммунной системы вырабатываются не в полной мере.
То есть, в третьем возрастном критическом периоде ребенок сталкивается с агрессивной для него средой (обилием вирусов, бактерий, грибов, простейших, паразитов и др.), но как защититься от неблагоприятных факторов организм еще не знает и не умеет. Поэтому родителям важно помнить об особенностях иммунной системы ребенка и при респираторных заболеваниях грамотно помогать ребенку справляться с недугом и при этом не навредить развитию иммунной системы. Ребенок в этом возрасте будет часто болеть респираторными заболеваниями, надо быть к этому готовыми и научить ребенка «правильно» болеть.
В продолжение темы: "Что такое иммунитет?", ""Виды иммунитета", "Механизм иммунного ответа", "Формирование иммунной системы. 1 период" , "Формирование иммунной системы. 2 период", "Формирование иммунной системы. 4-5 период","Иммунограмма", Препараты для повышения иммунитета", "Как укрепить иммунитет ребенка?".