В предыдущей статье - "Виды иммунитета", мы говорили о том, что есть факторы внешней защиты и внутренней защиты. Внешняя защита ребенка - это кожа и слизистая оболочка. Для того чтобы кожа и слизистые выполняли свою работу в полном объеме, необходимо правильно ухаживать за ними. Если внешний барьер ребенка ослаблен или патогенный микроорганизм сильный и агрессивный, то кожа и слизистая пропускают патоген внутрь, и включаются внутренние механизмы защиты (специфический иммунный ответ).
Специфический иммунный ответ вырабатывает только на тот патоген, который в данный момент проник внутрь организма. С этого момента в организме ребенка разворачиваются настоящие «военные» действия. Когда органы внешней защиты понимают, что проникновение патогенного микроорганизма внутрь неизбежно, то специальные клетки «разведчики» захватывают микроорганизм и начинают его изучать, искать слабое место и вырабатывать план борьбы. В организме ребенка вырабатываются специально обученные лимфоциты, которые называют Т и В клетками.
Т-клетки – это клетки «борцы».
Выделяют три основных вида Т-клеток – клетки «хелперы», которые «знакомятся» с патогеном и дают сигнал о выработке других Т-клеток – «киллеров». Т-киллеры созданы для уничтожения патогена. Есть Т-клетки - «супрессоры», их задача вовремя остановить клетки «киллеры». Если этого не сделать, то увлеченные борьбой «киллеры» могут начать разрушать здоровые клетки организма ребенка, например, как при вирусном гепатите, тиреоидите. То есть, Т-хелперы – запускают механизм борьбы, Т-киллеры проводят сражение, а Т-супрессоры останавливаю борьбу в нужный момент. Если каких-то клеток не хватает, или они не выполняют свою роль, то происходит сбой иммунной системы. Так же, как в сказке Братьев Гримм «Горшочек каши» – получить горшок вкусной ароматной каши можно лишь зная волшебные слова и имея сам горшок.
В-клетки - это клетки наблюдатели, своеобразные «летописцы». Эти клетки следят за ходом борьбы с микроорганизмом и будут хранить полученную информацию о микроорганизме и методах борьбы с ним. Эти знания иммунная система применит в случае повторного инфицирования этим патогеном.
Следующий этап иммунного ответа – это собрать и вывести погибшие, в ходе борьбы, клетки. Если этого не сделать, то умершие клетки и их токсины будут циркулировать по всему организму и вызывать интоксикацию. На этом этапе на помощь приходят специальные клетки – макрофаги, которые захватывают клетки и, образовывая комплекс с ними, выводят их через кожу, кишечник, почки или печень.
Для достойного иммунного ответа, при проникновении патогена внутрь, очень важна слаженная работа клеток иммунитета. Ведь в результате специфического иммунного ответа формируется иммунологическая память.
У взрослого человека процесс специфического ответа налажен и полностью сформирован. Ребенок до 18 лет - растет и развивается, организм претерпевает изменения. Иммунная система не исключение.
В формировании иммунной системы ребенка выделяют пять опасных периодов:
1. Первые 28 дней жизни ребенка
2. 3-6 месяцев
3. 2-3 года
4. 6-7 лет
5. Подростковый период
Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями и сложностями. Поэтому родителям важно знать об их особенностях и помочь правильно ребенку сформировать и сохранить достойный иммунитет.
В продолжение темы: "Что такое иммунитет?", ""Виды иммунитета","Формирование иммунной системы. 1 период" , "Формирование иммунной системы. 2 период","Формирование иммунной системы. 3 период","Формирование иммунной системы. 4-5 период", "Иммунограмма", Препараты для повышения иммунитета","Как укрепить иммунитет ребенка?".