Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

0

Готовность к школе с точки зрения физического здоровья

Почти все органы и системы организма первоклассника будут работать с напряжением, причем в условиях психологического стресса. Поэтому крайне важно заранее позаботиться о том, чтобы узнать «слабые места» ребенка, и по возможности скорректировать их. Лучше всего обратиться в поликлинику в пятилетнем возрасте, за год до школы, и пройти углубленную диспансеризацию, к которой следует отнестись очень серьезно. Основные аспекты, на которые следует обратить внимание, и которые будут подвергаться большим нагрузкам в школе это: зрение, слух (ЛОР-органы), осанка, нервная система ребенка, здоровье ЖКТ-тракта, зубы, в целом иммунитет ребенка.

Зрение. Врач-окулист проверит остроту зрения ребенка и цветовое восприятие. Наиболее частой проблемой является близорукость. Если врач выявляет начинающуюся близорукость (а причиной ее могут быть наследственные факторы и неадекватная зрительная нагрузка), то отнестись к этому следует с большим вниманием, так как, выполняя рекомендации врача, можно значительно замедлить развитие процесса.

ЛОР-органы. Обязательным является посещение врача-отоларинголога. К сожалению, патологии ЛОР-органов среди дошкольников чрезвычайно распространены. Многим мамам знакомы такие диагнозы: аденоиды (1, 2, 3 степени), хронический тонзиллит, отиты, шейный лимфоденит и т. п. Все эти состояния необходимо корректировать и лечить, так как они мало того что неприятны сами по себе, но еще и вызывают массу осложнений. Например, аденоидные вегетации могут приводить к снижению слуха, хронической гипоксии и, как следствие, снижению внимания и памяти; хронический тонзиллит — это очаг стрептококковой инфекции — может привести к миокардиту, ревматизму, гломерулонефриту. Следует помнить о том, что хирургическое лечение проводится только в случае неэффективности консервативной терапии. В настоящее время существует широкий спектр методик, позволяющих скорректировать эти проблемы: промывание носа и миндалин антисептическими растворами, промывание слуховых труб и т. д. Для восстановления слизистой носоглотки врач может назначить курс физиопроцедур: лазеротерапию, электрофорез, лечение с помощью различных видов токов.

Осанка. Посещение врача-ортопеда неожиданно может выявить проблемы, на которые родители мало обращали внимания, как то: вялая осанка, плоскостопие и т. д. Слабость мышц спины может быть причиной развития сколиоза, плоскостопие — головных болей, болей в ногах. Дети — пластичный материал, и вовремя выявленную патологию можно исправить при условии выполнения рекомендаций специалистов. При обнаружении слабости мышц спины, вялой осанки врач может порекомендовать посещение групп лечебной физкультуры, подобрать комплекс упражнений. Плоскостопие также корректируется подбором специальной ортопедической обуви или индивидуальных стелек, упражнениями, направленными на укрепление свода стопы.

Нервная система. Состояние нервной системы дошкольника чрезвычайно важно диагностировать, так как слабая лабильная психика гораздо больше подвержена стрессу, чем устойчивая психика здорового ребенка. Если вас тревожит, что ваш ребенок гиперактивный неусидчивый или, напротив, замкнутый, плохо контактирующий со сверстниками, обратитесь с этими жалобами к врачу-неврологу. Ребенка с неврологическим диагнозом необходимо специально готовить к школе, в частности, ему может быть предложено пройти медикаментозную коррекцию или психокоррекцию, заниматься с клиническим психологом.

Здоровье желудочно-кишечного тракта. Достаточно часты среди младших школьников жалобы на боли в животе. Это связано как со стрессами, так и с изменением режима и характера питания. Следует заранее позаботиться о том, чтобы выяснить, нет ли у ребенка каких-либо функциональных или воспалительных заболеваний органов желудочно-кишечного тракта (гастродуоденита, дискинезии тонкого кишечника или желче-выводящих путей, реактивного панкреатита). Если у вашего ребенка были проблемы с животиком в грудном возрасте, нарушения аппетита, боли в животе, нарушения стула, то необходимо обратить на это внимание вашего педиатра. Он направит на обследование (УЗИ брюшной полости, анализы) и, при выявлении проблемы, — к гастроэнтерологу. Ребенку с поставленным гастроэнтерологическим диагнозом необходимо скорректировать режим питания, провести медикаментозную коррекцию, фитотерапию.

Зубы. Стоматолога необходимо посещать не реже 1 раза в год. Если зубы поражены кариесом, необходимо провести ряд профилактических мероприятий, например, покрыть зубы фторлаком. К школьному возрасту, когда начинается смена зубов на постоянные, необходимо посетить ортодонта, который диагностирует прикус.

Поступление в школу — ответственный момент, и если начать готовиться заранее, то можно снизить неблагоприятные моменты, которые отрицательно могут повлиять на здоровье ребенка. Выбирая школу, необходимо учесть все факторы: физическое и психическое здоровье ребенка, готовность его к учебным нагрузкам. Если ребенок имеет проблемы со здоровьем, вряд ли стоит выбирать специализированную школу с повышенной нагрузкой — это прямой путь к развитию болезней и невротических состояний. 

Готовя ребенка к поступлению в первый класс, следует придерживаться режима, который будет у него в школе, — это значительно снизит уровень стресса. Не стоит проявлять излишнюю ретивость и проходить с дошкольником программу 1-го класса — это неверный путь. Ребенок 5 лет очень сильно отличается от школьника. В 6-7 лет происходит качественный скачок в развитии головного мозга, когда эмоциональное, образное восприятие мира переходит в умение анализировать информацию. Следовательно, для дошкольника больше подходят развивающие занятия в игровой форме. Эти занятия следует проводить в часы, обычно отведенные для уроков в школе (с 9 до 11.30). Затем для дошкольника рекомендуется прогулка, активные игры на свежем воздухе — как профилактика гиподинамии, которая может быть причиной проблем со зрением, осанкой, приводить к снижению общего иммунитета ребенка. После полноценного обеда дошкольнику необходимо отдохнуть, занимаясь спокойными любимыми занятиями. После полдника, в 16—16.30, наступает второй пик мозговой активности, и в будущем это время стоит отводить для приготовления домашних заданий. Дошкольника можно занять в эти часы развивающими играми. Обязательно в режим должна включаться вторая прогулка, которую можно проводить до или после ужина. Перед сном не стоит разрешать смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Спать дошкольник должен ложиться не позже 9 часов.


Автор:
Рамонова Анна Петровна
Педиатр
Яндекс.Метрика