Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

Сенсорное развитие детей: знакомим малыша с формой

Все предметы окружающего нас мира имеют свое очертание. Когда мы смотрим на наружный вид предмета, мы видим его форму. Формы бывают  простые и сложные (состоящие из нескольких простых форм), бывают  хорошо узнаваемые - эталонные,  и необычные - оригинальные.

К эталонам формы относятся геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, многоугольник  и объемные геометрические тела - шар, куб, параллелепипед («кирпичик»), призма, эллипсоид  («яичко»,) конус, цилиндр.

Знакомство малыша с формой начинается с простых фигур: с круга и  квадрата. На этом этапе главное - обучить малыша приему обведения контура фигуры с одновременным зрительным  контролем  за движением руки.

Важно учить ребенка сопоставлять фигуры  и сравнивать их зрительно и осязательно (круг гладкий, а у квадрата есть стороны, углы). Параллельно дайте малышу представление и об объемных геометрических телах - шаре и кубе.

Научите выделять форму практическим путем, в ходе действия с предметами, например, если в круге проделать дырочку и протянуть  тонкий стержень - малыш сделает открытие, что кружок можно катать. Аналогичным образом попробовать проделать тоже самое с квадратом - ребенок увидит, что квадратик не катится. Вот почему у всех машин круглые колеса! Так же играя с шарами, малыш выяснит, что шарик катится, а кубик – нет, потому что ему мешают стороны и углы.

Когда ребенок усвоит эти формы, познакомьте его с треугольником, прямоугольником и овалом.  Геометрические фигуры лучше сравнивать попарно: круг и квадрат, квадрат и треугольник, треугольник и круг.

Когда вы учите малыша сравнению фигур, помните, что для демонстрации и игр лучше  использовать модели фигур одинакового цвета и размера. В дальнейшем, предлагайте ребенку фигуры и тела, различающиеся  сначала по цвету, затем по размеру.

Конечно, в процессе знакомства детей с эталонами формы важно соблюдать следующие этапы:

1.Практические действия (используйте Блоки Дьенеша или деревянные вкладыши). Малыш учится сравнивать предметы  по форме  («такой - не такой», «одинаковый – разный»)

2.Зрительное восприятие формы. Знакомьте ребенка с эталонами геометрических фигур без практических действий с ними, не запоминая их названий («дай такой же»).

3.Запоминание  эталонов геометрических форм и их названий (после трех лет). Научите ребенка выделять форму  по слову и побуждайте его  повторять название формы за вами.

4.Словесное  обозначение формы  предмета. Научите ребенка осуществлять  выбор по образцу и самостоятельно, называя форму  предмета.

5.Обучение обобщению и классификации предметов по форме (после 4 лет), используя мягкие игрушки (Белочку,  Мишку и др.) и блоки Дьенеша. Например, можно разделить «подарки» между игрушками: Белочка получит все круглые, а Мишка -все квадратные. Обязательно уточните по какому признаку разделили все подарки между игрушками. Или поиграйте в игру «Найди лишнюю фигурку».

До трех лет малыш накапливает представления о сенсорных эталонах. А начиная с трех лет знания о цвете, форме, количествевеличине и положении предметов в пространстве закрепляются и расширяются.

Помните, что ребенок  только на третьем году жизни, а не раньше,  становится способным четко выполнять инструкцию, работать  по образцу, слушать словесные пояснения: его импрессивный словарь настолько широк, что он способен понимать взрослого. Мелкая моторика малыша характеризуется более точными движениями, за счет того, что осуществляется  зрительный контроль.

Для успешного знакомства детей с эталонами формы используйте специальные пособия и игрушки, рассматривайте эталоны форм – плоские и объемные, находите реальные предметы простых форм, играйте в специальные тематические настольные игры на закрепление эталонов формы.

Ежедневные игры-занятия будут способствовать не только  усвоению эталонов формы, но и умственному развитию вашего малыша.


Автор:
Дерябкина Юлия Анатольевна
Дефектолог-логопед,музыкальный преподаватель
ВИДЕОСОВЕТЫ
Машинки и не только
Машинки и не только

Соколова Мария Владимировна, методист центра Игры и Игрушки, кандидат психологических наук рассказывает о том на что обратить внимание родителям при выборе транспортных средств. Сколько должно быть машинок у ребенка, какие они должны быть смотрите в нашем видеоуроке.

 
Необходимые игрушки для детей от 2 до 3 лет
Необходимые игрушки для детей от 2 до 3 лет

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку на третьем году жизни. В этот период актуальными остаются игрушки и второго года жизни, но они усложняются, а также появляются новые на развитие детского экспериментирования и зарождение игры.

 
Необходимые игрушки для детей от 6 до 12 месяцев
Необходимые игрушки для детей от 6 до 12 месяцев

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку в возрасте от 6 до 12 месяцев с точки зрения их развивающего эффекта.

 
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть вторая)
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть вторая)

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие еще игрушки необходимы ребенку на втором году жизни: особенности вкладышей, пирамидок, начало предметной деятельности и экспериментирования

 
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть первая)
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть первая)

Ребенку исполнился год и в его жизни появляются совсем новые игрушки. Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы малыша после года когда он начинает ходить и овладевать разными предметными действиями. 


 
Что важно знать про игрушки
Что важно знать про игрушки

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том на что обратить внимание родителям при выборе игрушек. Как выбрать те, которые обаладают максимальным развивающим эффектом? Как отличить "правильные" игрушки от "вредных"?

 
Необходимые игрушки для детей от 0 до 6 месяцев
Необходимые игрушки для детей от 0 до 6 месяцев

Самые первые игрушки в жизни малыша. Какие игрушки необходимы в первом полугодии жизни рассказывает Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук.

 
Рефлексы новорожденного
Рефлексы новорожденного

Здоровый новорожденный обладает рядом двигательных реакций — рефлексов.  
В норме все рефлексы имеют свое время появления и исчезновения.
В этом видео показаны основные рефлексы новорожденного, которые вы сможете наблюдать самостоятельно.

 
Яндекс.Метрика