Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

Такая модная ментальная арифметика

Не так давно в дополнительном образовании детей появилось достаточно новое направление – ментальная арифметика, популярность которого возрастает с каждым годом. Попробуем разобраться, что представляет собой этот метод счета и чем он полезен для детей.

Ментальная арифметика. Что это такое и есть ли польза?

Ментальная арифметика представляет собой методику умственного развития, с помощью которой ребенок сможет не только научиться быстро выполнять основные математические операции (вычитание, сложение, умножение, деление) с целыми и дробными числами в уме, но и, что наиболее важно, развить свое мышление. Ведь в процессе занятий развивается как левое, так и правое полушарие головного мозга. При этом левое полушарие мозга у людей отвечает за логику умение, и высокий IQ, а правое полушарие - за творческие способности, интуицию, воображение.

Таким образом, в процессе обучения ментальному счету происходит активное включение сразу двух полушарий мозга, что помогает максимально расширить интеллектуальный и творческий потенциал личности ребенка. Благодаря этому, методика ментального счета широко распространена во всем мире. Так, на Западе ментальной арифметике обучают на занятиях во многих обычных школах. В Россию данная методика пришла сравнительно недавно, научить ребенка считать ментально можно в специализированных центрах или занимаясь с ним дома.

Когда начинать обучение?

Считается, что наиболее благоприятным возрастным периодом для обучения ментальной арифметике является возраст детей с 4 до 12 лет, т.к. происходит наиболее интенсивное развитие мозга. Однако, адаптируя данную методику под реалии современного российского образования, рекомендуется начинать обучать детей ментальной арифметике не ранее, чем они овладеют традиционными методами счета, т.е. в начальной школе. Данный метод может являться в этом случае как альтернативный, помогающий детям овладеть быстрым навыком устного счета и развить мышление. В свою очередь, использование методики с детьми дошкольного возраста может усложнить процесс овладения традиционными методами счета и повлечь за собой создание стрессовых ситуаций для ребенка при обучении в школе.

Как проходит обучение?

В программе овладения устным счетом выделяется два этапа.

На первом этапе дети осваивают технику счета на абакусе.

Абакус (по-японски соробан) - это специальные счеты, которые используются для обучения ментальной арифметике. Он представляет собой рамку, в которую вставлены спицы. На каждую спицу нанизано 5 бусин. Выделяется два блока счетной области: верхний и нижний. Верхний блок содержит по одной бусине на каждой спице. Этот ряд является кратным 5. На нижнем ряду расположено по 4 бусины на каждой спице. Этот ряд кратен 1. Вертикальные ряды спиц обозначают разряды цифр справа-налево: единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д.

Научиться считать на абакусе достаточно просто: нужно уметь правильно набирать числа, а также освоить определенные формулы счета. В процессе обучения важно довести арифметические вычисления на абакусе до полного автоматизма. Только после этого можно приступать к следующему этапу – ментальному счету.

На втором этапе ребенок решает предлагаемые примеры, представляя абакус в уме и передвигая воображаемые бусины на спицах, т.е. «вкладывает» цифры в левое полушарие, затем перемещает в правое, где цифры превращаются в картинку – создается воображаемый абакус. Ребенок решает на нем пример и передает информацию обратно в левое полушарие, которое конвертирует картинку обратно в цифры и выдает ответ. Именно так осуществляется работа двух полушарий мозга и укрепление связи между ними во время ментального счета. Постепенно количество действий в примерах и скорость счета увеличивается.

Где можно научиться ментальной арифметике?

На сегодняшний день существует большое количество развивающих центров, предлагающих курсы по ментальной арифметике, однако, при большом желании можно освоить эту технику счета и в домашних условиях. Обо всем по порядку.

Итак, если вы решили записать ребенка на курсы ментальной арифметики, то прежде всего, поинтересуйтесь:

- имеет ли педагог соответствующее образование. Курсы по ментальной арифметике могут вести педагоги или детские психологи, которые прошли специализированное обучение по данному направлению и имеют соответствующий сертификат.

- как оформлена комната для проведения занятий. В учебной комнате должен быть представлен демонстрационный материал, необходимое техническое оснащение.

- какие учебные пособия используются в обучении и как строится занятие.

Если вы решили обучить ребенка ментальной арифметике в домашних условиях, тоже здорово. В этом вам отлично поможет большое количество материалов – онлайн-курсы, видеоуроки, мастер-классы, книги. Однако, стоит понимать, что родители должны, прежде всего, овладеть данной методикой сами и только потом обучать ребенка.

Для обучения в домашних условиях вам понадобится: абакус, флеш-карты, онлайн-платформа для отработки навыков счета, учебники и рабочие тетради.

Пробные домашние занятия - прекрасная возможность увидеть, насколько данное направление интересно и доступно для ребенка.

НО! Если вы не уверены в том, что грамотно овладели методикой, лучше отказаться от проведения занятий. Ведь, переучивать ребенка из неправильного в правильное использование будет в дальнейшем гораздо сложнее.

В любом случае, если у вас не получается самостоятельно разобраться в методике, вы всегда можете начать обучение в специализированном центре.

Так или иначе, не стоит поддаваться веяньям моды, а лучше ориентироваться на то, что подходит и интересно именно вашему чаду. Помните, что каждый ребенок индивидуален и способы раскрытия его способностей тоже индивидуальны.


Автор:
Брагина Екатерина Александровна
Магистр педагогики, специалист по детскому развитию, методист международной сети ДЦ "Сёма", методист сети развивающих центров нового поколения "Уникум-кидс", автор и ведущий вебинаров на площадке "Учмет"
ВИДЕОСОВЕТЫ
Машинки и не только
Машинки и не только

Соколова Мария Владимировна, методист центра Игры и Игрушки, кандидат психологических наук рассказывает о том на что обратить внимание родителям при выборе транспортных средств. Сколько должно быть машинок у ребенка, какие они должны быть смотрите в нашем видеоуроке.

 
Необходимые игрушки для детей от 2 до 3 лет
Необходимые игрушки для детей от 2 до 3 лет

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку на третьем году жизни. В этот период актуальными остаются игрушки и второго года жизни, но они усложняются, а также появляются новые на развитие детского экспериментирования и зарождение игры.

 
Необходимые игрушки для детей от 6 до 12 месяцев
Необходимые игрушки для детей от 6 до 12 месяцев

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку в возрасте от 6 до 12 месяцев с точки зрения их развивающего эффекта.

 
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть вторая)
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть вторая)

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие еще игрушки необходимы ребенку на втором году жизни: особенности вкладышей, пирамидок, начало предметной деятельности и экспериментирования

 
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть первая)
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть первая)

Ребенку исполнился год и в его жизни появляются совсем новые игрушки. Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы малыша после года когда он начинает ходить и овладевать разными предметными действиями. 


 
Что важно знать про игрушки
Что важно знать про игрушки

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том на что обратить внимание родителям при выборе игрушек. Как выбрать те, которые обаладают максимальным развивающим эффектом? Как отличить "правильные" игрушки от "вредных"?

 
Необходимые игрушки для детей от 0 до 6 месяцев
Необходимые игрушки для детей от 0 до 6 месяцев

Самые первые игрушки в жизни малыша. Какие игрушки необходимы в первом полугодии жизни рассказывает Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук.

 
Рефлексы новорожденного
Рефлексы новорожденного

Здоровый новорожденный обладает рядом двигательных реакций — рефлексов.  
В норме все рефлексы имеют свое время появления и исчезновения.
В этом видео показаны основные рефлексы новорожденного, которые вы сможете наблюдать самостоятельно.

 
Яндекс.Метрика