Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

Обучаем ребенка определять величину предметов

Величина - это значимое свойство предметов (размер, объем, протяженность), измеряемое на глаз путем сравнивания с другими объектами либо с помощью специальных инструментов в метрической системе мер и т.д.

Признак величины является относительным при сравнении на глаз. Обычно  величина предмета устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Результат сравнения всегда зависит от того, с каким предметом сравнивается данный предмет. Один и тот же предмет в сравнении с другим предметом может оказаться и большим, и маленьким. Так, большая машина - это машина, которая больше большинства других машин. Но при этом она  меньше многоэтажного дома (или листочек дерева - он маленький по сравнению с деревом и большой по сравнению с червячком, который сидит на этом листочке). Таким образом, в качестве эталона величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других  («большой», «маленький», «самый большой»).

Начинать знакомство малыша с величиной надо с игр, направленных на сравнение предметов только по одному признаку (например, только по высоте или только по ширине). При этом важно помнить, что  предметы для сравнения лучше подобрать одного цвета.

Расширяйте представления малыша о величине и постепенно переходите от сравнения двух предметов к трем и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. На первых порах, важно обозначать параметры величины словами, но, не требуя от малыша повторения (используйте выразительную интонацию, модуляцию голоса  или жесты). Сначала величину обозначают словам: такой - не такой,  затем словами: большой - маленький. Когда ребенок освоил эти понятия, вводите слова, обозначающие конкретные понятия величины: высокий - низкий,  узкий - широкий, длинный - короткий.

Развивающую деятельность старайтесь выстраивать поэтапно. Для этого знакомство с эталонами величины должно осуществляться через практические действия. Нужно организовать игры с предметами разной величины - это могут быть крышки от кастрюль, большие и маленькие коробочки, пакеты и др.  Не забывайте  про специальные игрушки- вкладыши, пирамидки, башенки, матрешки. Следует помнить, что когда малыш действует с этими предметами, он учится понимать, что от правильного определения величины зависит результат - получилась или нет его башенка, а это значит, что величина становится значимым признаком. Не требуйте от малыша сравнения на глаз, на этом этапе учите его сравнивать через такие способы, как  прикладывание и наложение.

Переход на следующий этап - это зрительное восприятие величины, когда малыш может сравнивать предметы на глаз. Малыш трех лет может произвести  выбор на глаз большего (или меньшего) предмета из двух, чуть позже – выбор предмета по образцу (когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему).

Когда ваш малыш начнет использовать знания о величине в различных ситуациях (в повседневной жизни, на прогулке) - это означает, что вы перешли на следующий этап развития  и здесь глазомер ребенка продолжает развиваться: малыш учится сначала методом приложения и наложения, а затем  учится на глаз производить «сложение», то есть подбирать два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему и т.д.

Чтобы малыш не испытывал затруднений при исследовании величины, научите его пользоваться простейшей меркой – это может быть полосочка бумаги, веревочка и др. Выбирая предмет равный образцу научите малыша измерять его и по этой мерке находить предмет нужной величины. Именно такие действия  с меркой помогут ребенку освоить  общепринятые системы мер. 


Автор:
Дерябкина Юлия Анатольевна
Дефектолог-логопед,музыкальный преподаватель
ВИДЕОСОВЕТЫ
Машинки и не только
Машинки и не только

Соколова Мария Владимировна, методист центра Игры и Игрушки, кандидат психологических наук рассказывает о том на что обратить внимание родителям при выборе транспортных средств. Сколько должно быть машинок у ребенка, какие они должны быть смотрите в нашем видеоуроке.

 
Необходимые игрушки для детей от 2 до 3 лет
Необходимые игрушки для детей от 2 до 3 лет

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку на третьем году жизни. В этот период актуальными остаются игрушки и второго года жизни, но они усложняются, а также появляются новые на развитие детского экспериментирования и зарождение игры.

 
Необходимые игрушки для детей от 6 до 12 месяцев
Необходимые игрушки для детей от 6 до 12 месяцев

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку в возрасте от 6 до 12 месяцев с точки зрения их развивающего эффекта.

 
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть вторая)
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть вторая)

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие еще игрушки необходимы ребенку на втором году жизни: особенности вкладышей, пирамидок, начало предметной деятельности и экспериментирования

 
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть первая)
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть первая)

Ребенку исполнился год и в его жизни появляются совсем новые игрушки. Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы малыша после года когда он начинает ходить и овладевать разными предметными действиями. 


 
Что важно знать про игрушки
Что важно знать про игрушки

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том на что обратить внимание родителям при выборе игрушек. Как выбрать те, которые обаладают максимальным развивающим эффектом? Как отличить "правильные" игрушки от "вредных"?

 
Необходимые игрушки для детей от 0 до 6 месяцев
Необходимые игрушки для детей от 0 до 6 месяцев

Самые первые игрушки в жизни малыша. Какие игрушки необходимы в первом полугодии жизни рассказывает Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук.

 
Рефлексы новорожденного
Рефлексы новорожденного

Здоровый новорожденный обладает рядом двигательных реакций — рефлексов.  
В норме все рефлексы имеют свое время появления и исчезновения.
В этом видео показаны основные рефлексы новорожденного, которые вы сможете наблюдать самостоятельно.

 
Яндекс.Метрика