Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Сенсорное развитие в раннем возрасте

Малыш приходит в этот мир с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Знакомство маленького человека с  окружающим миром начинается с  ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).

Именно развитие ощущений и восприятия создает необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов: памяти, воображения, мышления.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Трудно переоценить значение сенсорного развития в формировании умственных способностей ребенка. Необходимо понимать, что с одной стороны сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие важно для успешного обучения   ребенка в детском саду, а затем и в школе. Уровень восприятия во многом зависит от того насколько ребенок овладел сенсорными эталонами.

Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

- К эталону цвета относятся семь цветов спектра и их оттенки.

- К слуховому восприятию — ноты, оттенки звучания, язык.

- К эталону формы — геометрические фигуры.

- К вкусовому восприятию — вкус  (сладкий, соленый, кислый, горький).

- К обонятельному восприятию — запах  (свежий, сладкий, тяжелый и т.д.).

Для ребенка первого года жизни важно обеспечить разнообразные внешние впечатления, это благоприятно сказывается не только на развитии органов чувств, но и на физическом и психическом развитии младенца.  Известно, что «сенсорный голод» может привести к задержкам в развитии.

В период от 2 до 3 лет важно не только накапливать сенсорный опыт малыша, но и дополнять его разнообразными звуками, новыми формами, цветовыми оттенками. Таким образом, ребенок закрепляет  уже полученные сенсорные  знания и приобретает новые.

С 3 лет малыш знакомится с общепринятыми сенсорными эталонами и   с основными способами их применения. Это происходит  в творческих занятиях  по  лепке, рисованию, аппликации, конструированию и в повседневной жизни.

Сенсорные ощущения вкуса, обоняния, осязания и ориентирования в пространстве развиваются ежедневно.

Сам  процесс усвоения сенсорных эталонов сложный и продолжительный, он  не ограничивается периодом  дошкольного детства.

Способы действий ребенка с предметами.

С чего начинается сенсорное развитие? С чувственного опыта через ориентировочно-исследовательскую деятельность. Малыш сначала все делает хаотично - хватает, стучит, бросает, тянет в рот.

На смену хаотичным действиям приходит метод проб и ошибок. Например, играя с деревянными вкладышами ребенок одну фигурку вставляет в каждое из углублений, пока не найдет правильное. В ходе такой игры малыш фиксирует правильные действия в результате большого количества проб, а  ошибочные варианты отбрасывает.

А  вот если малыш прикладывает фигурку к углублениям, но не пытается вставить ее, пока не  подберет подходящее отверстие - можно говорить о практическом примеривании. Это значит, что ребенок сравнивает свойства  предметов при непосредственной их близости.

О зрительном соотнесении говорит то, что малыш смотрит на фигурку  и ищет ее «домик» (такое же углубление).

Практическое примеривание и зрительное соотнесение - это перцептивные способы ориентировки, т.е.  способы, которые происходят во внутреннем плане.

Весь опыт малыша закрепляется при помощи слова: свойства предметов ребенок восстанавливает в памяти по их названию, пробует называть сам не только свойства, но и качества предметов. Так, работая с блоками Дьенеша, ребенок к 3-3,5 годам  находит такую фигурку, какую просит взрослый.

Развивая своего малыша, помните, что внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Если ему не интересно, то ваши беседы и показы обучающего материала просто не будут «работать». Главное подобрать такие обучающие игрушки, через которые  изучаемый признак предмета  будет значимым для ребенка. Это могут быть: пирамидки, матрешки, рамки Монтессори, доски Сегена, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера и др.

Не забывайте и о веселых, подвижных играх и о том, что маленький ребенок практические манипуляции выполняет с реальными игрушками и предметами.

Литература: Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

 


Автор:
Дерябкина Юлия Анатольевна
Дефектолог-логопед,музыкальный преподаватель
Яндекс.Метрика