Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

2

Нормы развития в 1-3 месяц

1 месяц

За первый месяц жизни здоровый ребенок набирает от 600 до 1 000 г. Вырастает на 2–3 см. На втором месяце жизни его масса тела увеличивается на 800 г, длина — на 3 см.У ребенка все еще недостаточно развиты глазные мышцы, и его глазки могут немного косить. Не пугайтесь, вскоре это пройдет. В начале второго месяца ребенок уже фиксирует взгляд, а к концу его — следит за движущимися предметами, с особым интересом рассматривает мамино лицо. Малыш уже способен видеть дальше, чем раньше, различает предметы на расстоянии более полуметра. Он пока не распознает цветов, кроме черного и белого, поэтому чаще всего обращает внимание на контрастные предметы, предпочитая светлые тона. Для развития зрения ребенка стоит повесить над его кроватью на расстоянии 70 см от его глаз яркие крупные игрушки, покачивать их, привлекая тем самым его внимание; через 3–4 дня их следует заменять новыми (см. видео «Интересная игрушка»).

Ребенок второго месяца жизни, лежа на животе, уже может некоторое время удерживать головку и даже поворачивать ее. Чтобы у малыша не развилась кривошея и деформация головы, периодически меняйте местоположение его кровати, перекладывайте его с боку на бок. Ребенок должен смотреть во все стороны одинаково часто во избежание неравномерного развития мышц. Когда вы держите его на руках или когда он лежит на животике, старайтесь как можно шире разводить его ножки, это способствует хорошему формированию его тазобедренных суставов. К концу второго месяца должен пройти тонус кистей и пальцев: кисти становятся более расслабленными и раскрытыми.

Для развития мышц шеи и туловища, а также для профилактики колик необходимо перед каждым кормлением выкладывать ребенка на живот, обязательно на ровную и твердую поверхность. Его следует приучать к такому положению постепенно, выкладывая сначала на одну минуту, потом на две, потом на три и т. д. При этом малыш должен быть голышом — поскольку данная процедура, в том числе, и закаливающая: кожные сосуды сокращаются, организм учится сохранять тепло. Простуды будут не страшны, если развивать эту способность постоянно, изо дня в день.

В этот период начинают угасать некоторые безусловные рефлексы новорожденного и появляются первые условные. Ребенок тренирует движения, отрабатывает координацию. Обязательно поддерживайте у малыша рефлекторное ползание и хватательный рефлекс. Стимулируйте его ползательные движения, подставляя свои ладони под его стопы, когда он лежит на животе. Хватательный рефлекс можно вызвать так: слегка надавливая, погладьте своими большими пальцами ладошки малыша, чтобы он схватился за них (см. видео «Рефлексы новорожденного»).

С шестой-седьмой недели жизни ребенку целесообразно один-два раза в день проводить общий массаж. Он способствует активизации обмена веществ, развитию кровеносной и мышечной систем малыша. Лучшее время для начала массажа — через час после кормления. Температура помещения должна быть 20–22 ºС. (В детской вообще никогда не должно быть выше 25 ºС.) Малыш должен быть спокоен, во время массажа ласково с ним разговаривайте. Основной прием массажа — поглаживание (подробнее см. видео «Массаж новорожденного»).

Ребенка в этом возрасте могут продолжать мучить боли в животике. Чаще всего причиной этому колики и вздутия. Главным признаком колик является пронзительный крик, ребенок дергает ножками, крутится. Помните, сейчас самый сложный период для кишечника малыша: идет процесс формирования нормальной микрофлоры. В этом процессе возможны сбои, которые практически всегда можно устранить с помощью коррекции режимов кормления и вашего питания. Кормить малыша можно лежа, но после кормления необходимо встать и поносить его вертикально.

В распорядке дня малыша появляются периоды деятельного бодрствования. Между кормлениями и сном он ведет себя достаточно активно, все органы и системы его организма в это время усиленно функционируют. Это деятельное состояние малыша следует поддерживать и всячески ему способствовать: разговаривать с ним, выкладывать его на животик. В периоды бодрствования ребенок прислушивается к звукам, по-разному на них реагирует: резкие и громкие пугают его, мелодичные вызывают улыбку. Малыш чутко различает голоса людей, особенно мамин, радуется им. Для развития слуха ребенка очень важны погремушки. В ходе игр с ними у него тренируется умение прислушиваться к звукам, определять их направление. (Пример такой игры: позвенеть погремушкой с разных сторон.)

Время бодрствования надо использовать и для умственного развития ребенка. Если с малышом ласково разговаривать, он уже отвечает радостной улыбкой, усиленно двигает ручками и ножками. В моменты спокойствия он сам начинает «разговаривать», при этом чаще всего издает отрывистые и гортанные звуки: аа, га, ги, кхы. Впоследствии, когда ребенок вступит в так называемую стадию гуления, они преобразуются в более протяжные: а-а, о-о, а-га, а-ги, а-бу. Общайтесь со своим малышом, разговаривайте с ним, когда кормите, одеваете, купаете, укладываете его спать. Ваша речь — залог будущей речи ребенка.

В начале второго месяца жизни малыша следует показать специалистам — неврологу, хирургу-ортопеду, окулисту и педиатру. Также на это время по календарю намечена профилактическая вакцинация против гепатита В.

2 месяца

За второй месяц жизни ребенок обычно прибавляет в весе около 800 г, вырастает на 2–3 см. На третьем месяце малыш продолжает активно расти и развиваться.Ребенок узнает лица родных (маму, папу, бабушку), встречает их улыбкой, даже смеется, проявляет «комплекс оживления». Взрослым следует постоянно разговаривать с малышом, объяснять ему свои действия, показывать различные предметы.

Ручки у ребенка уже полностью раскрыты, он может не только смотреть на яркие игрушки, но и пытаться схватить их, поэтому часть игрушек надо повесить над кроваткой на высоте примерно 30–40 см. Ребенок рассматривает свои руки, хватает одну другой. Лежа на животе, малыш приподнимается и опирается на предплечья.

По-прежнему необходимо выкладывать малыша на животик перед кормлением. Один раз в день ребенку можно сделать достаточно продолжительный массаж, состоящий в основном из поглаживаний. По-прежнему поддерживаем рефлекторное ползание, подставляя свои руки под стопы малыша. Поддерживаем у него хватательный рефлекс.  Когда малыш ухватится за ваши пальцы, можно несколько раз «присадить» его — «покачать» ему брюшной пресс. Держа малыша за ножки, совершайте вращательные движения, как при езде на велосипеде. Поддерживая ребенка под мышки, ненадолго ставьте его на твердую опору.

В конце третьего месяца жизни ребенка в целях профилактики его необходимо показать специалистам и сдать общие анализы крови и мочи. Обратите внимание вашего педиатра, если к концу третьего месяца ребенок: не проявляет интереса к своим рукам, не рассматривает их, не узнает маму, не встречает ее «комплексом оживления», не удерживает голову достаточно длительное время (1–2 минуты).

По календарю прививок в 3 месяца идет вакцинация против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита. Вакцинация — самое эффективное средство защиты против инфекционных болезней, известное современной медицине. Врачи знают, что побочные действия свойственны всем лекарственным препаратам, в том числе вакцинам. Однако риск получить реакцию на прививку не идет ни в какое сравнение с риском осложнений от инфекционных болезней у непривитых детей. Перед прививкой врач должен установить, что ребенок полностью здоров. В день прививки его нельзя купать, затем несколько дней ему необходим «щадящий» режим, исключающий всякие дополнительные стрессы. Дома обязательно следует иметь жаропонижающие средства, желательно содержащие парацетамол.

Дифтерия. Инфекционное заболевание, при котором нередко возникает сильная интоксикация организма, воспаление горла и дыхательных путей. Кроме того, дифтерия чревата серьезными осложнениями: отеком горла и нарушением дыхания, поражением сердца и почек. Дифтерия нередко заканчивается смертью. В послевоенные годы широкое использование во многих странах вакцины АКДС практически свело на нет случаи дифтерии и столбняка и заметно уменьшило число случаев коклюша. Однако в первой половине 90-х годов в России возникла эпидемия дифтерии, причиной которой был недостаточный охват прививками детей и взрослых. Тысячи людей погибли от заболевания, которое можно было предотвратить при помощи вакцинации.

Столбняк (или тетанус). При этом заболевании возникает поражение нервной системы, вызванное токсинами бактерий, попадающих в рану с грязью. Столбняком можно заразиться в любом возрасте, поэтому очень важно поддерживать иммунитет регулярными (через каждые 10 лет) прививками от этого заболевания.

Коклюш. При коклюше поражается дыхательная система. Характерным признаком заболевания является спазматический «лающий» кашель. Осложнения чаще всего возникают у детей первого года жизни. Наиболее частой причиной смерти является присоединившаяся вторичная бактериальная пневмония (воспаление легких). Пневмония возникает у 15 % детей, заразившихся в возрасте до 6 месяцев.

Полиомиелит. Одно из самых тяжелых детских заболеваний. Имеет вирусную природу. Путь заражения — через немытые руки, воду. Заболевание поражает спинной мозг и периферические нервы, вызывает вялые параличи конечностей. Пораженная конечность отстает в росте, частично атрофируется, ребенок становится инвалидом. Специфического противовирусного лечения полиомиелита не существует. По этой причине огромное значение имеет иммунопрофилактика полиомиелита. Она проводится инактивированной вакциной, вследствие чего сводится к минимуму риск возникновения вакциноассоциированного заболевания.

3 месяца

За третий месяц дети в среднем прибавляют в весе 800–900 г и вырастают на 2–3 см.На четвертом месяце жизни ребенок познает себя и свое место в этом мире, активно развивается эмоционально. Узнает маму, родных, бурно реагирует на общение и улыбки, демонстрируя «комплекс оживления». Плачет, если надолго остается один.  Он становится любопытен; реагирует на звуки, даже тихие; рассматривает свои ручки и ножки, мамино лицо.  Малыш тянет в рот все, в том числе свои ножки. У него формируются условные рефлексы, например, при виде маминой груди ребенок затихает. Он уже обладает кратковременной памятью. Произносит новые звуки с разными интонациями.

К концу третьего месяца жизни малыш умеет переворачиваться на бок, а затем — и на животик. Лежа на животе, ребенок может надолго приподниматься и опираться на предплечья. Не забывайте поддерживать «рефлекторное ползание», подставляя свои руки под стопы ребенка.

Важным моментом в развитии малыша в этом возрасте являются начальные манипуляции. Ребенок должен обязательно «найти» свои руки, интересоваться ими. При кормлении он может поддерживать грудь или бутылочку. Он может удерживать рукой игрушки, перекладывать погремушку из руки в руку. Если же таких действий он не производит, обратите на это внимание вашего педиатра. Также стоит к нему обратиться, если к концу четвертого месяца ребенок не переворачивается на бок и на живот и не реагирует на общение.

На 3-4 месяце жизни ребенку полезно провести курс профессионального массажа. Но и вы сами можете каждый день во время воздушных ванн массажировать малыша, делать ему гимнастику.


Автор:
Рамонова Анна Петровна
Педиатр
Яндекс.Метрика