Ребенку 2 года и 2 месяца сейчас. Говорит предложениями примерно с 2-х лет. Пока, в основном, понимаю его только я. Задает вопросы. Сын первый и единственный у нас пока. Дома общительный, ВСЕ САМ хочет делать. Смущение хорошо заметно на занятиях. Например, учительница дает задание, он его делает в группе детей, но на вопросы не отвечает. А если занятия индивидуальные, начинает смущаться, штанишки трогает, начинает переступать, но после сделает задание и молчит от и до! Придем домой - мне все говорит. Хочется придать ему уверенности. А во дворе говорит лучше. Но, например, другой ребенок взял его игрушку, и видно, что ему это не нравится или он сам хочет ей играть, - молча стоит, ждет. (Я его учила, что надо уметь делиться (и он не жадный растет), а сейчас стала уточнять, что, если не хочешь давать, то скажи об этом - имеешь право). Правильно ли я поступаю? Нам в сентябре идти в садик, и я переживаю, не будут ли его там обижать, а он - молча терпеть.
<p>Дети до трех лет часто еще очень сильно привязаны к маме, и им еще трудно устанавливать контакт с другими людьми. У некоторых детей эта возрастная особенность выражена более явно, у других - менее явно. Возможно, ваш ребенок, в силу чисто биологических причин, более чувствителен, раним, чем другие дети. Более чувствительные дети нуждаются в большей поддержке со стороны родителей. Чтобы ваш малыш почувствовал желание разговаривать, он должен ощущать себя свободно и комфортно. Пока такое состояние бывает у него только дома с мамой, потому что там все знакомо и понятно. И, если вы хотите помочь вашему сынишке стать более уверенным, то в каждой ситуации, которая его явно смущает и пугает, ему нужно дать время освоиться. Торопить и настаивать на общении бесполезно - от этого он еще больше будет тревожиться. Так же, по возможности, старайтесь предупреждать малыша о предстоящих событиях, проговаривать подробно, куда идете, что там будет, кто ему там встретится, что можно сказать этим людям. Можно дома поиграть в предстоящее событие, используя игрушки в качестве персонажей. На занятиях, на прогулках подавайте малышу сами пример того, как можно общаться с другими людьми. Для этого можно подойти вместе с ребенком к играющим детям, познакомиться, начать играть вместе с ними. Возможно, ваш малыш втянется и даже что-нибудь скажет. Поощряйте, поддерживайте любую активность вашего ребенка в плане общения, даже если это всего лишь внимательный взгляд в сторону собеседника или только кивок головы. В садике он, возможно, будет вести себя по-другому, а возможно, совсем не захочет оставаться там один без вас. Не давите на него, старайтесь побыть там с ним. Возможно, сначала остаться на несколько часов, потом - на час. Сейчас он быстро взрослеет, и вы увидите, что с каждым месяцем его поведение будет меняться.</p>