Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

В каком возрасте можно купить ребенку смартфон и стоит ли вообще это делать?

Чаще всего родители покупают мобильный телефон ребенку, когда он начинает ходить в школу. Для того чтобы иметь с ним связь на случай непредвиденных обстоятельств или если ребенок ходит в школу один. Как показывает опыт последних лет, маленькие школьники спокойно пользуются недорогими кнопочными телефонами первое время. Однако, рано или поздно, кто-то из одноклассников ребенка, приносит в школу настоящий смартфон. И, конечно же, сразу он становится объектом повышенного внимания среди других детей. Еще бы! Смартфон  - это уже непросто скучное средство связи, а чудесная вещь, в которой, прежде всего, есть возможность установки увлекательных игр.

Все дети любят играть и не удивительно, что им очень хочется иметь такое чудесное устройство в личном пользовании. Так же, как и любую другую игрушку в более раннем возрасте. Ребенок просит родителей купить ему смартфон, как раньше он просил новую игрушку: «Мама, Свете купили новый телефон. Там столько игр! Я тоже такой хочу! Купишь?» Еще некоторое время назад родители, которые могли позволить себе это финансово,запросто покупали ребенку смартфон вместо кнопочного и некоторое время все были довольны.

Все были довольны, пока не выяснялось, что ребенок пользуется смартфоном на уроках в школе, играет и не может остановиться дома, часами смотрит видео, содержание которого невозможно контролировать, непрерывно общается в социальных сетях. Очень многие подростки, занимаясь всем этим, сильно запускают учебу, обычно, это основная причина (или первая заметная проблема), по которой родители начинают «бить тревогу» и пытаться что- то изменить. Как это изменить - тема отдельного большого разговора.  

 Сейчас мы поговорим о том, как быть тем родителям, которые воспитывают более младших детей, которые читали или слышали о том, что смартфон может быть небезопасен для детей и сомневаются в том, стоит ли его покупать для ребенка.

На мой взгляд, основная «проблема» смартфона — это даже не игры, которые нравятся маленьким детям. Об играх и количестве времени, которое можно на них тратить, не так уж сложно с ребенком договориться. Это с той или иной степенью успешности получается у родителей, когда они дают поиграть свой телефон ребенку. Основная проблема в том, что когда ребенок просит купить ему «свой собственный» телефон, он на самом деле ожидает, что сможет играть столько, сколько захочется, просто потому, что это будет его личная вещь. Так же, как и раньше он мог играть со своими игрушками столько, сколько хочет. Именно поэтому ему нужен свой телефон, а не ваш, который нужно отдавать всякий раз, когда кончилось время игры. Для него оказывается неприятным сюрпризом ограничения родителей относительно игры в его личную игрушку, он явно такого не ожидал. Раньше такого точно не было. Он мог сколько угодно играть со своими игрушками. Это очень распространенный конфликт. Ни дети, ни родители не ожидают, что новая игрушка окажется такой проблемой.

С точки зрения ребенка, все очень логично – мне купили игрушку, значит она моя, значит, я могу играть столько, сколько хочу, я могу использовать свою вещь по собственному усмотрению. Это нормально и естественно - хотеть самостоятельно управлять вещью, если она  - собственность. И со многими вещами это вполне возможно для ребенка, он ими успешно пользуется, бережет и это способствует его развитию: личные книжки, стол, тетрадки, блокнотики, коллекции всякой всячины, велосипед и прочее…

Но смартфон, как уже начал показывать опыт, -  это явно не та вещь, которую без вреда для собственного здоровья и развития может иметь в личном распоряжении ребенок. Взрослому постоянно приходится контролировать использование этого девайса, если он заботится о безопасности ребенка.  Чем старше становится ребенок, тем больше он воспринимает этот контроль как вторжение в личные границы, что, собственно говоря, естественно, ведь он же растет и постепенно должна расти и его автономность. Со временем, вопрос вашего контроля над тем смартфоном, который номинально является личной вещью вашего ребенка встанет, что называется ребром. И произойдет это в самый неподходящий момент, в раннем подростковом возрасте, когда отношения между детьми и родителями и так становятся напряженными. Ребенок больше не захочет, чтобы вы прикасались к его смартфону. И с точки зрения логики своего развития, будет прав. За этим обычно следует период бесконтрольного использования социальными сетями и интернетом в целом. Потому что мало у кого из родителей поднимается рука отобрать телефон насовсем, если ситуация не острая.

Вот так, собственно, из крутой статусной игрушки для младшего школьника, личный смартфон превращается в такое средство выхода в интернет, которое невозможно контролировать. Я не буду тут писать о тех неприятностях, которые могут встретиться вашему подросшему ребенку в интернете. Сейчас масса информации об этом и в других источниках достоверных и не очень, но мы взрослые люди и можем в этом разобраться.

Какой же из этого всего можно сделать вывод? Смартфон — это не детская игрушка. Это небезопасное устройство, которое невозможно доверить ребенку для личного пользования, если учитывать его возрастные психологические особенности.

Лучше, если все устройства в вашем доме, имеющие выход в интернет принадлежали взрослым и передавались ребенку для использования в строго оговорённых временных рамках, под вашим присмотром. 

И еще немного о современных гаджетах: «Современные гаджеты»«Ребенок - активный пользователь гаджетов»«Как отказаться от использования гаджетов?».


Автор:
Горбачева Юлия Евгеньевна
Психолог
Яндекс.Метрика