В норме ребенок в возрасте около года проявляет большой исследовательский интерес, а именно всюду лезет, все находит, пробует на вкус, проверяет на прочность. Его порой невозможно оставить ни на минуту – все время нужно следить. Это может быть тяжело для родителя – целый день неотрывно приглядывать за активным ребенком. Очень удобно бывает дать младенцу планшет и, наконец, передохнуть. По-человечески это очень понятно. Но со временем таких передыхов может очень незаметно становиться все больше. Исследование ребенком окружающего мира приостанавливается. Тогда как годовалый малыш с помощью постоянного исследования даже одной квартиры:
- тренирует мелкую моторику, беря в руки различные мелкие предметы, ощупывая их фактуру, засовывая один в другой, перекладывая из одной руки в другую, поднимая крупинки двумя пальчиками и т.п.;
- тренирует крупную моторику, передвигаясь по помещению пешком и ползком, залезая на предметы мебели, перешагивая и переползая;
- развивает память, запоминая расположение предметов в доме, маршруты, укромные места, интересные вещи;
- учится концентрировать внимание, найдя баночку и пытаясь в нее положить мелкий предмет или наблюдая в окно за городской флорой и фауной;
- формирует сложные мыслительные операции, сопоставляя предметы между собой, проверяя экспериментально свои физические возможности и возможности предметов вокруг себя.
Чем больше ребенок проводит времени за планшетом, тем меньше у него возможности тренировать те самые память, внимание, мышление, мелкую и крупную моторику, о развитии которых так заботятся современные родители. Ни одна самая современная компьютерная игра не сравнится по возможностям развития с самой обычной квартирой и бытовыми предметами, в ней содержащимися. А если как зону для развития рассматривать каждое помещение, то становится жаль упущенных возможностей.
Стоит отдельно упомянуть об искажении социально-эмоционального развития ребенка. Если каждый раз, когда у взрослого возникает какая-либо своя собственная потребность, он дает ребенку телефон или планшет, то ребенок не будет знать и учиться учитывать потребности окружающих людей. То есть напрямую будет страдать его социальное развитие. Например, он так и не научится учитывать, что маме надо тоже поесть, если он этого просто не видит – в это время он играет в планшет. Если не привлекать ребенка к приготовлению еды и уборке, в меру его пока скромных возможностей, не стоит ждать, что потом он будет вам помогать. Ему это будет уже не интересно и не нужно – лучше поиграть с планшетом, так привычней, а мама уберет сама, как она это всегда и делала. Так, очень постепенно, теряется связь между родителем и ребенком.
Умение учитывать потребности другого и совместная деятельность - это то, что составляет повседневную основу отношений. Здесь место и разделенной радости от приготовленной вместе еды, и восхищению от того, как ваш малыш старается вам помочь, и умиление первым попыткам терпеливо подождать (пусть даже 2 минуты ). Человеческий детеныш эмоционально развивается только в общении с окружающими взрослыми. Ни один компьютер не способен научить человека взаимодействовать с другим человеком – он учит взаимодействовать только с компьютером.