Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Современные гаджеты и ребенок

Мобильные телефоны, ноутбуки, планшеты и прочие электронные устройства стали сегодня обыденной и привычной частью жизни взрослых людей, которые сами выросли в то время, когда этих технических новшеств еще не было. Не было, соответственно, собственного опыта использования электронных гаджетов в младенческом возрасте и дошкольном детстве. Не было и семейных традиций, связанных с их использованием. Родителям практически не на что опереться, решая вопрос сколько, как и когда можно маленьким детям использовать электронные устройства.

На родительских форумах, в блогах и социальных сетях можно встретить тысячи мнений и различных жизненных опытов разных семей, так или иначе позволяющих младенцам и детям постарше играть с телефонами, планшетами и ноутбуками. Кто-то ограничивает время и выбирает только развивающие игры, кто-то позволяет смотреть мультики, выбранные заранее. Есть те, кто полагается на вкусы ребенка, включает и устанавливает то, что он просит, даже если это кажется не совсем приемлемым, и не ограничивает время.

Каждый приводит собственные доводы в пользу сложившегося положения вещей. Чаще всего можно услышать, что с помощью гаджетов родители надеются эффективнее развивать ребенка, а также, что их использование это норма в современном мире, а значит и ребенку нужно приучаться их использовать как можно раньше. С виду - вполне благие цели. Есть и более прозаичные причины того, что ребенку дают поиграть телефон или планшет. Родителям нужно время для себя и домашних дел дома. Им нужно отвлечь малыша в машине, в очереди, в гостях, накормить и так далее.

Однако, какие бы цели ни преследовали родители, используя гаджеты при воспитании ребенка, практически все они рано или поздно сталкиваются с рядом неприятных проблем.

Очень легко дать маленькому ребенку гаджет, но бывает тяжело забрать обратно. После яркой, мелькающей игрушки трудно подобрать для малыша что-то столь же привлекательное. После одного мультфильма ребенку хочется еще. Не всем родителям легко отказывать малышу, но когда-то все равно приходится прекращать просмотр. Очень часто конец «сеанса» общения с гаджетом заканчивается истерикой.

Мультфильм или компьютерная игра очень привлекательное занятие, не требующее особенных усилий от ребенка, и постепенно дети начинают предпочитать их всем другим занятиям. Развитие становится обедненным. Какой бы сложной ни была компьютерная игра, она не имеет практически ничего общего со знаниями и навыками, необходимыми ребенку в повседневной жизни.

Постепенно родители начинают замечать, что ребенок может посидеть спокойно, только если играет в игру на планшете или смотрит мультфильм. Если его такой возможности лишить, то он ходит, мается, долго не может придумать, чем бы ему заняться. В крайних случаях ребенок вообще не может играть ничем из обычных игрушек. Ему ничего не интересно.  Это очень частая жалоба родителей детей младшего школьного возраста психологу.

Нарушение внимания, тревожный сон, кошмары, неуспеваемость в школе, начиная уже с первого класса, – эти жалобы тоже часто можно слышать от родителей. При дальнейшей беседе чаще всего выясняется, что ребенок проводит много времени, играя в планшет, компьютер или телефон.

По сути, проблемы, которые здесь перечислены, – это симптомы начинающейся компьютерной зависимости. Раньше это понятие связывали, в основном, с детьми подросткового возраста или взрослыми. И многие так и продолжают думать, что компьютерная зависимость – это не про маленьких детей. Однако практика последних лет показывает, что все чаще дети уже в 4-5 лет предпочитают гаджеты и компьютеры всем прочим занятиям и, мягко говоря, очень недовольны, если нет возможности поиграть привычным образом.

Из всего вышесказанного следует, что, наверное, уже сейчас, родителям активного полуторагодовалого ребенка, стоит хорошо подумать, устраивать ли себе и ребенку перерыв на обед с помощью планшета, или лучше подобрать для ребенка другое интересное занятие. А может быть, пообедать вместе?

                        


Автор:
Горбачева Юлия Евгеньевна
Психолог
Яндекс.Метрика