Аутизм – это нарушение психического развития ребенка. Необходимо понимать, что аутизм – это не психическое заболевание, а лишь нарушение в развитии. Проявляется оно нарушением способности ребенка к общению, к познанию окружающего мира, к самообслуживанию.
Для детей, страдающих аутизмом, характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий с окружающими.
Аутизмом чаще страдают мальчики.
Аутизм может проявиться в любом возрасте. Поэтому, условно, врачи делят аутизм на 3 группы в зависимости от возраста и клинических проявлений:
- Ранний детский аутизм – диагностируется у детей до 3 лет.
- Детский аутизм – первые признаки появляются в возрасте от 3 до 11 лет.
- Подростковый аутизм – впервые выявляется у детей старше 11 лет.
Как правило, данный диагноз ставится в возрасте 2-3 лет. Именно в этот период появляется «непохожесть» на других детей. Хотя первые признаки, если акцентировать на них внимание родителей, были уже на первом году жизни. Если ребенок в семье первый, то родители не всегда «замечают» непохожесть своего ребенка на других. Явными признаки аутизма становятся при посещении ребенком детского сада - на фоне других детей ребенок с аутизмом будет явно выглядеть белой вороной.
Что приводит к возникновению аутизма?
Однозначной причины, влекущей за собой это психическое расстройство, до сих пор не выявлено. В настоящее время проведено огромное количество исследований и наблюдений и ни одна из ныне существующих теорий подтверждена не была.
Некоторые ученые считают, что аутизм это наследственная патология. Развитие аутизма, по мнению приверженцев этой теории, возникает по причине определенного сочетания генов у ребенка или определенной мутации. Замечено, что у детей с аутизмом «хрупкая» Х-хромосома.
Другие ученые связывают развитие с перенесенными инфекциями в период беременности. У женщин, переболевших в беременность краснухой или цитомегаловирусной инфекцией, шанс родить ребенка с аутизмом выше, чем у других.
Несколько лет назад сторонники движения «без прививок» делали публикации о вреде прививок, а в частности о том, что они вызывают аутизм у детей. Впервые об этом заговорил британский педиатр в 1998 году. Свои исследования он опубликовал в авторитетном медицинском журнале. По его мнению, вакцинация от кори, краснухи и паротита вызывает сбой в работе иммунной системы и может приводить к развитию аутизма. В дальнейшем эти исследования были признаны ошибочными, так как выявили финансовую заинтересованность доктора и несоблюдение правил проведения исследования.
На протяжении 14 лет учеными разных стран (Великобритании, Японии, США, Канады) проводилось изучение влияния вакцинации на развитие аутизма у детей. В июне 2006 года официально теория связи вакцинации и аутизма признана сомнительной, так как за 14 лет учеными не выявлено никаких веских научных данных, подтверждающих эту гипотезу. Ученые допускают, что вакцинация может спровоцировать уже имеющиеся механизмы развития аутизма, но не вызвать сам аутизм. Аналогично, к такому же результату могут привести неблагоприятная обстановка в семье, частые конфликты со сверстниками или частые вирусные инфекции.
Симптомы аутизма:
- нарушение социального поведения,
- сложность коммуникации,
- стереотипное поведение.
Нарушение социального поведения
Этот симптом проявляется у детишек уже в раннем возрасте, до года, но, к сожалению, на него обращают внимание не все родители. Дети с аутизмом не смотрят в глаза, у них нет мимики, характерных поз при общении или игре. У ребенка нет социальных и эмоциональных привязанностей. Этим детям сложно найти общий язык со сверстниками.
Родители детишек первого года отмечают, что малыш не отвечает улыбкой на улыбки окружающих людей, смотрит как будто бы «сквозь человека». Эти дети безболезненно переносят одиночество. Ребенок может спокойно играть в одиночестве несколько часов подряд, а при попытке вмешаться в процесс игры начинает кричать.
В возрасте 2-3 лет дети не заинтересованы в общении со сверстниками, предпочитая активным групповым играм одиночество в стороне. От одиночества ребенок не страдает, ему комфортно. При попытке вовлечь такого ребенка в групповую игру, малыш отходит в сторонку или начинает кричать и волноваться.
Ребенок не способен понять эмоции других людей. Если обычный ребенок может распознать настроение мамы (радость, гнев, страх), то у малыша с аутизмом таких способностей нет.
При занятиях с игрушками ребенок не воспринимает предмет как единое целое. Для ребенка с аутизмом сложно освоить игру в «покормить зайчика», «искупать куклу», «положить мишку спать», зато он может часами крутить колесо у машины или выстраивать кубики в идеальную линию.
Сложности коммуникации
Это проявление заболевания заключается в том, что разговорная речь ребенка не развивается. Если малыша не понимают, то он не стремится объяснить с помощью жестов, мимики или слов синонимов. У некоторых детей отмечается даже регресс в развитии речи. Этим детишкам, как таковая, коммуникация не важна. Им комфортно жить в своем внутреннем мире.
У некоторых детей первого года жизни может быть нарушено развитие гуления. У некоторых гуления, вообще, может и не быть, а у других детишек гуление не связано с попытками общения с мамой. Не все родители обращают внимание на этот признак.
Ближе к году жизни ребенка, когда у сверстников уже появляются первые слова, первые совместные игры, например, в прятки или в мяч, дети с аутизмом не заинтересованы в играх и первой словесной коммуникации с окружающими.
На втором и третьем году жизни родители ребенка с аутизмом начинают понимать, что с их малышом «что-то не так». Если детишки сверстники уже рассказывают стихи Деду Морозу, то у детей с аутизмом словарный запас невелик (5-20 слов). Ребенок употребляет известные ему слова несвязно, не понимая их значения и причину их использования. Через некоторое время ребенок перестает ими пользоваться. Некоторые дети с аутизмом так и не начинают говорить, остаются «немыми». Для детей с аутизмом, у которых хоть немного развит речевой аппарат, характерна эхолаллия. Ребенок годами может бесконтрольно повторять слова, словосочетания и даже целые предложения, услышанные в чужой речи.
Главная проблема в общении у детей с аутизмом заключается в том, что эти дети не понимают значения языка при коммуникации. Ребенок может понимать значение каждого отдельно взятого слова из предложения, но вот скомпоновать их в одно предложение и понять смысл, этой способности нет. То есть, ребенок не понимает разницы между: «Эту воду можно пить» и «Эту воду нельзя пить».
Чаще всего дети с аутизмом не называют себя от первого лица. Как правило, они о себе говорят – «он», «она» или называют себя по имени: «Саша хочет есть».
Стереотипное поведение
У всех детей с типичным аутизмом развивается моторное стереотипное поведение уже на первом году жизни. Эти повторяющиеся движения одной или нескольких частей тела внешне напоминаю тик.
У некоторых детей стереотипное поведение проявляется в воспроизведении одного и того же звука, постоянного стереотипного задавания одного и того же вопроса.
Эти дети придерживаются строгого распорядка дня, никогда не меняют своих ежедневных ритуалов. Этим детям комфортно только в привычной для них обстановке. Если что-то в их комнате изменилось (мама убрала цветок с подоконника, или поменялся цвет стен), то ребенок может «уйти в себя» или начнет вести себя агрессивно. Например, ребенок не может уснуть, пока не выстроит свои игрушки в определенное положение, или ритуальное неоднократное закрывание-открывание входной двери при выходе на прогулку. Ребенок может часами строить башню из кубиков или сортировать карандаши по цвету. Переключить внимание ребенка на другое занятие практически невозможно.
В более взрослом возрасте стереотипное поведение может проявляться в стереотипном виде интересов. Эти дети с удовольствием будут собирать кусочки пластмассы, палочки, вещи или какие-то факты, необходимые для составления списка. У редких детей стереотипные интересы относятся к высокоинтеллектуальным областям.
Интеллект при аутизме
Как правило, интеллект у детей с аутизмом снижен в легкой степени. У этих детей есть сложности с обучением, с навыками самообслуживания. Главной особенностью детишек с аутизмом является избирательность интеллекта. Дети с аутизмом могут быть гениями в математике, музыке или рисовании, но могут очень сильно отставать в развитии в других областях.
Некоторые дети с аутизмом одарены талантом в некоторых областях. Они обладают феноменальной памятью – могут безошибочно сыграть мелодию, лишь единожды услышав ее, проводить сложнейшие математические вычисления в уме. Таких детей называют савантами.
Известным савантом был Том Уиггинс, который был рожден слепым. Его никто не учил играть на фортепиано, но слыша музыку, он мог мгновенно воспроизвести ее. Он мог играть одновременно несколько музыкальных произведений на разных роялях.
Известный савант современности Ким Пик. По его истории жизни снят фильм «Человек Дождя». Феноменальные способности Кима позволяли помнить ему около 10 тысяч книг. Он мог с точностью воспроизвести географические карты, знал все почтовые индексы и телефоны США. Тем не менее в быту самостоятельно обслуживать себя он не мог.