
Развитие ребёнка на первом году жизни идёт колоссальными темпами. Это период наиболее важен в отношении последующего развития и здоровья ребёнка как физического, так и ментального.
Учитывая интенсивность развития и высокие пластические (восстановительные) способности головного мозга в этот период очень важно вовремя определить отклонения в развитии, которые связаны с патологией. Это позволяет вовремя начать лечение и коррекцию этих нарушений. Кроме того, необходимо создание оптимальных условий для развития ребёнка, так как развитию некоторых проблем может способствовать незнание родителями определённых правил.
Ребёнок рождается с незрелым головным мозгом, поэтому первый месяц для него свойственны рефлексы и изменения мышечного тонуса, которые вызваны превалированием рефлексов с уровня спинного мозга и ствола мозга (рефлексы новорожденного). Для ребёнка, более старшего возраста, и для взрослого человека эти рефлексы и изменения мышечного тонуса говорят о грубой патологии нервной системы.
По мере созревания, рефлексы новорождённого (рефлексы орального автоматизма, спинальные автоматизмы, надсегментарные позотонические автоматизмы) уходят и появляется ряд рефлексов более высших отделов головного мозга (установочные рефлексы). Затем у ребёнка формируется выпрямительная реакция, вертикальная установка тела, начинает развиваться произвольная моторика, в том числе микромоторика кисти. Эти особенности развития должен выявлять специалист. Родители должны разбираться в особенностях развития по достаточно простой и понятной схеме, чтобы понимать процесс развития ребёнка и по возможности активно принимать в нём участие.
Подробно об основных критериях нормального развития психики и моторики детей в соответствии с возрастными особенностями в полной версии статьи "Развитие ребенка первого года жизни. Психика и моторика".
Критерии развития речи рассмотрены в статьях «Формирование речевого слуха и развитие речи у детей» и «Принципы диагностики задержки речевого развития».
Моторика кисти хорошо представлена в статье «Этапы формирования кистевых навыков».