В принципе, при обычном добросовестном комплексном осмотре врачей в детской поликлинике задержка речевого развития должна диагностироваться в 100 % случаев вовремя. Но, учитывая актуальное состояние системы здравоохранения и вектор его движения, родители должны развивать в себе определенную грамотность в вопросе здоровья своих детей.
Существуют определённые нормы речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте:
- 4 месяца: активная реакция на обращение взрослых — улыбка, плач, агукание;
- 9–12 месяцев: попытки выговорить простые буквенные сочетания (на-на-на, ба-ба-ба, дя-дя-дя и др.);
- 12–18 месяцев: реакция на имена родных и слова, которые обозначают окружающие предметы; расширение словарного запаса с нескольких слов в год до нескольких десятков к двум годам.
- 1,5–2 года: самостоятельное составление простых словосочетаний и предложений (подлежащее + сказуемое – по типу «мама дай»), выполнение простых просьб («дай мячик», «принеси мишку» и др.);
- 3–4 года: самостоятельное построение мини-предложений, чёткое, без дефектов произношение слов.
Здесь приведены минимальные нормы, отсутствие которых уже говорит о задержке речевого развития.
При обнаружении отклонений от указанных возрастных норм, нужно обязательно обратиться к специалисту — врачу детскому неврологу. Только врач может точно определить, стоит ли беспокоиться, и даст профессиональные советы по лечению и профилактике заболевания.
В ряде случаев для уточнения причин задержки развития речи требуются дополнительные методы обследования:
1. Аудиограмма – определение функции органа слуха.
2. Электроэнцефалография для исключения или подтверждения задержки формирования функций головного мозга.
3. МРТ для выявления визуальных нарушений в структуре головного мозга.
4. УЗДГ для выявления нарушений кровоснабжения головного мозга.
5. Обследование у оториноларинголога для выявления нарушений работы голосовых связок и структуры звукопроизводящего аппарата.
Однако, назначение дополнительных обследований необходимо только в случае явных показаний. Большую часть информации врач получает путем опроса и осмотра пациента, беседы с родителями ребенка.
Индивидуальные особенности развития.
Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Причём для мальчиков в периоде активного формирования речи (примерно с двух лет) возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев. Задержка речевого развития также чаще встречается у мальчиков. Это связано с тем, что речь формируется только при согласованной работе обоих полушарий мозга. Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление. У мальчиков существуют некоторые особенности в формировании взаимодействия между полушариями головного мозга. Поэтому бывает, что обмен информацией между полушариями затруднён, из-за чего мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания.
Также, учитывая особенности строения взаимосвязи полушарий у мальчиков, эта система легче повреждается при патологических состояниях. Поэтому у мальчиков чаще встречаются нарушение речи. Например, алалия (почти полное отсутствие речи при сохранном слухе) у мальчиков встречается втрое чаще, дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произнесении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим) втрое чаще, заикание вдвое чаще, чем у девочек. У мальчиков также чаще встречается дисграфия (нарушения почерка). Все, наверное, помнят, что в школе у девочек почерк обычно гораздо красивее, чем у мальчиков.
При раннем небольшом отставании в речевом развитии мальчики в последствии догоняют девочек. Взрослые, вне зависимости от пола, обладают более развитой образной речью, в частности те, которые имеют высокий уровень образования в социальном общении или заняты профессиональной литературной деятельностью.