Развитие ребёнка на первом году жизни идёт колоссальными темпами. Это период наиболее важен в отношении последующего развития и здоровья ребёнка как физического, так и ментального.
Учитывая интенсивность развития и высокие пластические (восстановительные) способности головного мозга в этот период очень важно вовремя определить отклонения в развитии, которые связаны с патологией. Это позволяет вовремя начать лечение и коррекцию этих нарушений. Кроме того, необходимо создание оптимальных условий для развития ребёнка, так как развитию некоторых проблем может способствовать незнание родителями определённых правил.
Ребёнок рождается с незрелым головным мозгом, поэтому первый месяц для него свойственны рефлексы и изменения мышечного тонуса, которые вызваны превалированием рефлексов с уровня спинного мозга и ствола мозга ( рефлексы новорожденного). Для ребёнка, более старшего возраста, и для взрослого человека эти рефлексы и изменения мышечного тонуса говорят о грубой патологии нервной системы.
По мере созревания, рефлексы новорождённого (рефлексы орального автоматизма, спинальные автоматизмы, надсегментарные позотонические автоматизмы) уходят и появляется ряд рефлексов более высших отделов головного мозга (установочные рефлексы). Затем у ребёнка формируется выпрямительная реакция, вертикальная установка тела, начинает развиваться произвольная моторика, в том числе микромоторика кисти. Эти особенности развития должен выявлять специалист. Родители должны разбираться в особенностях развития по достаточно простой и понятной схеме, чтобы понимать процесс развития ребёнка и по возможности активно принимать в нём участие.
Основные критерии нормального развития психики и моторики.
Ребёнок до 1 месяца:
Активно ли ребёнок сосёт грудь? Если сосёт плохо, тогда выясняем в чём здесь причина – вяло ли берет ребёнок грудь или затруднён, ограничен отток молока из груди. Ребёнок в этом возрасте не должен все время спать или наоборот, быть длительно беспокойным. Подробно этот актуальный для многих мам вопрос будет рассмотрен в следующей статье – «Повышенная нервная возбудимость».
Особенно важно в этом возрасте менять положение ребёнка в кроватке, так как подход, звук или свет только с одной стороны, будут приводить к привычному повороту головы в одну сторону, что может привести к формированию установочной кривошеи.
Для профилактики данного заболевания, рекомендуется, по меньшей мере, раз в неделю менять положение ребёнка на противоположное. Это необходимо для симметричного развития мышц, осуществляющих поворот головы.
Также следует обратить внимание на симметрию движения ручек и ножек. В случае если одна конечность явно отстаёт по двигательной активности, это может свидетельствовать о парезе (например, акушерском парезе).
Ребёнок в 1 месяц: фиксирует взгляд и начинать следить за предметом.
Ребёнок в 2 месяца: поднимает и удерживает голову в положении лёжа на животе. Для формирования этого навыка ребёнка обязательно нужно выкладывать на живот, на ровную, плотную поверхность. Улыбается и активно реагирует на родителей, следит за предметом.
Ребёнок в 3.5 месяца: переворачивается на бочок, удерживает голову в положении на животе с опорой на предплечья рук.
Ребёнок в 3- 3.5 месяца: физиологический гипертонус является нормой (некоторое повышение мышечного тонуса в сгибателях рук и ног).
Ребенок в 4-5 месяцев: переворачивается со спины на живот. При положении на животе поднимает голову и корпус с опорой на выпрямленные руки.
Ребёнок в 6-7 месяцев: удерживает позу сидя, становится на четвереньки, начинает садиться самостоятельно, начинает ползать. Ползанье важный элемент подготовки мышц и связок позвоночника к вертикализации.
Ребёнок в 8-9 месяцев: садится, ползает, встаёт в кроватке, ходит по кроватке и вдоль опоры (по стеночке). Не рекомендуется ставить ребёнка в ходунки, так как это нарушает естественный процесс развития ребёнка и в некоторых случаях чревато осложнениями со стороны опорно-двигательной системы.
Ребёнок в 10-12 месяцев: ходит самостоятельно.
Представленные в статье нормы являются усреднёнными, и диапазон физиологического отклонения обычно представлен примерно от 1 до 3 месяцев в обе стороны (зависит от возраста). Для ребёнка в два с половиной месяца он составляет 1 месяц, а для ребёнка 1 года – 3 месяца. Бывают дети, которые начинают ползать на четвереньках и садиться в 4-5 месяцев. Если, например, ребёнок самостоятельно не ходит в 1 год, но выполняет норму для ребёнка в 8-9 месяцев, повода для явного беспокойства нет.
Родителям следует ориентироваться на средние величины и в случае, если ребёнок не выполняет критерий нормы (например, не фиксирует взгляд в 1 месяц) это повод для того, чтобы обратиться к детскому неврологу. Грамотный врач может точно оценить ситуацию.
Критерии развития речи рассмотрены в статьях «Формирование речевого слуха и развитие речи у детей» и «Принципы диагностики задержки речевого развития». Моторика кисти хорошо представлена в статье«Этапы формирования кистевых навыков».