Слух играет важную роль в развитии ребёнка. Слух позволяет ребёнку адаптироваться к окружающей обстановке, способствует развитию речи и интеллекта.
Снижение или отсутствие слуха, ведёт к нарушению его психоэмоционального развития, к нарушению речи и отклонениям развития личности ребёнка в целом. Именно поэтому важно, вовремя распознать снижение слуха у ребёнка, определить причину и своевременно начать реабилитационные мероприятия.
У детей первого года жизни, снижение слуха носит наследственный или врождённый характер.
Для появления такой тугоухости есть ряд факторов риска:
1. Неблагоприятное течение беременности – токсикоз беременных, угроза прерывания и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, гестозы, краснуха и острая цитомегаловирусная инфекция в момент беременности, приём матерью ототоксичных лекарственных препаратов и употребление матерью токсичных веществ (алкоголь, курение, токсимания, наркотики).
2. Патологические роды, приводящие к гипоксии или внутричерепной травме ребёнка — стремительные роды, затяжные роды, наложение щипцов, отслойка плаценты, ягодичное или тазовое предлежание.
3. Патология неонатального периода – недоношенность, врождённые пороки развития.
4. Болезни раннего детства – сепсис, лихорадка после родов, осложнения после прививок, черепно-мозговые травмы, наркоз.
5. Наследственная патология – если у малыша есть родственники со снижением слуха, вероятность рождения с патологией слуха возрастает. Уже в роддоме на 3–4 день жизни малыша проводят специальное обследование ребёнка – аудиологический скрининг. Если малыш этот скрининг «не прошёл», то обязательно исследование повторяют через 4–6 недель. При отсутствии положительных результатов теста, малыша направляют на специальное компьютерное исследование слуха (КСВП).
Если у малыша есть хотя бы один из вышеперечисленных факторов риска появления снижения слуха, то маме необходимо внимательно наблюдать за реакцией малыша на различные звуки.
В возрасте от новорожденности до 4 месяцев ребёнок со здоровым слухом вздрагивает, просыпается от неожиданного громкого звука и плачет. В этом же возрастном промежутке появляется первое гуление малыша.
От 4 до 7 месяцев ребёнок поворачивается к источнику звука, и даже пытается подражать услышанным звукам. Гуление малыша переходит в лепет.
В 7–9 месяцев у малыша появляется эмоциональная окраска лепета.
В 9–12 месяцев, слышащий ребёнок может выполнять простые словесные просьбы мамы, неподкрепленные жестами. Например, принеси мяч или дай мне кубик.
Существует специальный опросник для мам детишек с риском снижения слуха:
1. Вздрагивает ли ваш ребёнок от громких звуков в первые 2–3 недели жизни?
2. Появляется ли замирание ребёнка на голос в возрасте 2—3 недель?
3. Поворачивается ли ребёнок в возрасте 1 месяца на звук голоса позади него?
4. Оживляется ли ребёнок в возрасте 1–3 месяцев на голос матери?
5. Поворачивает ли ребёнок голову в возрасте 4 месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса?
6. Реагирует ли ребёнок в возрасте 1,5—6 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?
7. Есть ли гуление у ребёнка в возрасте 2–4 месяцев?
8. Переходит ли гуление в лепет у ребёнка в возрасте 4–5 месяцев?
9. Замечаете ли вы у ребёнка появление нового (эмоционального) лепета, например, на появление родителей?
10. Беспокоится ли спящий ребёнок при громких звуках и голосах?
11. Замечаете ли вы у ребёнка в возрасте 8–10 месяцев появление новых звуков и каких?
При малейших подозрениях мамы на нарушение слуха у малыша, необходима скорейшая консультация у врача отоларинголога, а затем и сурдолога.