Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

2

Подготовка к детскому саду

Условия пребывания в детском коллективе значительно отличаются от домашних. Дома малыш в центре внимания, ощущает заботу и защиту мамы, которая занимается только им целый день. В садике же внимание воспитателя равномерно распределено между всеми детьми в группе. Такое изменение окружающей среды и образа жизни является большой нагрузкой для детского организма, ведет к ломке сложившегося динамического стереотипа и возникновению эмоционального стресса. Поэтому в период адаптации к новым условиям нередко в организме ребенка происходят те или иные функциональные отклонения, снижаются его защитные силы и сопротивляемость.

Приспособление к новым условиям — процесс длительный, и чем ребенок младше, тем сложнее он проходит. Первые дни и недели пребывания в яслях или садике даются малышу особенно тяжело: его пугает незнакомая обстановка, большое количество сверстников, отсутствие рядом мамы.

Чтобы облегчить течение адаптационного процесса, подготовку к нему следует начинать заблаговременно. В первую очередь следует постепенно синхронизировать режим дня ребенка с тем, какой принят в детском дошкольном учреждении.

7.00—7.30

Утренний подъем

8.15—8.30

Завтрак

9.00—10.00

Игры и занятия

10.00—12.00

Прогулки

12.00—13.00

Обед

До 16.00

Сон

С 16.30

Полдник

До 18.30

Прогулка

19.00—19.30

Ужин

19.30—20.30

Спокойные игры

С 20.30

Подготовка ребенка ко сну

С 21.00

Сон

Если систематически придерживаться такого режима, ребенок привыкнет к нему, и в детском саду будет чувствовать себя увереннее. Важно также постепенно приучить ребенка к температурному режиму, как в дошкольном учреждении, и к той одежде, которую ему предстоит носить в садике.

Свободнее, увереннее чувствуют себя в садике те дети, которые овладели некоторыми культурно-гигиеническими навыками (одевание, раздевание, умывание, пользование ложкой, пользование горшком). Перед тем как повести ребенка в ясли, необходимо заранее отучить его от таких привычек, как использование соски-пустышки или бутылочки с соской, укачивание перед сном.

Примерно за 1,5–2 месяца накануне поступления ребенка в дошкольное учреждение родителям следует отвести малыша в поликлинику для углубленного осмотра у педиатра и детских специалистов. Не позднее чем за месяц до поступления в садик необходимо закончить все профилактические прививки, иначе период адаптации наслоится на период выработки послепрививочного иммунитета, который также требует напряжения всех сил организма. Не стоит вести в ясли или садик только что переболевшего ребенка, дайте ему как следует окрепнуть дома. Помните, что в детском коллективе большая возможность инфицирования, т. к. и здоровый ребенок может быть носителем микроорганизмов, контакт с которыми может быть опасным для неокрепшего малыша.

Первый раз нужно пойти с ребенком в дошкольное учреждение во время прогулки, заранее рассказывая ему, как там будет весело и интересно. Приведя ребенка на территорию, необходимо познакомить его с воспитателями, предложить поиграть с другими детьми. Возвращаясь с малышом домой, надо выяснить, что ему было интересно, что понравилось, кого он запомнил.

В первые дни лучше приводить ребенка в сад на 1,5–2 часа в первой половине дня. Надо с ним побыть, помочь освоиться. Через несколько дней можно предложить ребенку пообедать с другими детьми, потом оставить на дневной сон, потом уже забрать с вечерней прогулки. Такой постепенный режим привыкания поможет свести к минимуму стрессовое состояние у ребенка.

Адаптация у разных детей протекает неодинаково, что зависит от особенностей нервной системы. Одни дети с трудом расстаются с мамой, но после ее ухода довольно быстро успокаиваются и включаются в жизнь группы. Другие, наоборот, с грустью, но без крика расстаются, а плакать начинают к концу дня, когда уже нет сил ждать встречи с родителями. Третьих тоска не оставляет в течение всего дня — они подавлены, отказываются есть, спать, тихонько хнычут.

Неудивительно, что, идя в садик, дети поначалу плачут. Их плач — это не каприз, а проявление психического стресса, вызванного ломкой устоявшихся привычек. Другими внешними проявлениями трудностей адаптации к новым условиям могут быть: нарушения сна, поведения, необоснованные капризы, отказ от еды. Если эти явления проходят через несколько недель, значит, адаптация прошла легко. Если эти явления сохраняются в течение 2 месяцев, то это говорит о средней тяжести адаптации, что чаще имеет место у малышей до двух лет при определении в ясли или у детей старшего возраста со слабым здоровьем, при воспитании которых допускалось много погрешностей.

У части детей адаптация протекает тяжело и может затягиваться на полгода и более. Вдобавок к нарушениям сна и переменам в поведении (последние могут выражаться в виде агрессии к другим детям, подавленном состоянии или особенно долгом плаче) такие дети чаще всего через короткий срок после поступления в садик заболевают и в процессе его посещения часто болеют.

Дома в период адаптации следует поддерживать спокойную, благожелательную атмосферу, ограничить новые впечатления, не наказывать за провинности, ограждать от любых отрицательных эмоций. К пребыванию в дошкольном учреждении быстрее привыкают те малыши, чьи родители поощряют их самостоятельность и не подавляют инициативу.

Очень важно, чтобы в выходные и праздничные дни режим и рацион питания ребенка существенно не отличались от таковых в дошкольном учреждении. Отступления от этого могут создавать неприятные осложнения для малыша.



Автор:
Горбачева Юлия Евгеньевна
Психолог
Яндекс.Метрика