Очень важно, чтобы родители сами узнали и рассказали ребенку, как все в его школе устроено. Что сначала, что потом, к кому обратиться за помощью, как вести себя на уроке. Можно поиграть в школу. Важно сохранять контакт с ребенком. Вечером, перед сном, дети могут поделиться трудностями прошедшего дня, о которых в суете приготовления уроков, кружков могли забыть. Это прекрасная возможность оказать текущую помощь ребенку.
Если ребенок ходил хотя бы в один кружок, то у него есть модель отношений «педагог-ученик». На это можно опереться, объясняя ребенку, что такое школа. Если нет, то вам поможет ролевая игра в школу. Поиграйте, что вы - учитель, а ребенок - ученик, потом поменяйтесь ролями. Посмотрите с ребенком детские фильмы про школу. Почитайте книги, где есть типичные школьные ситуации. Обсудите. Убедитесь, что ваш ребенок в состоянии самостоятельно ходить в туалет, может сам поправить одежду, знает, что перед едой надо мыть руки и т.п. (то, что в школе ему придется делать самому). Потренируйте навыки. Расскажите, что с любой проблемой можно обратиться к учителю. Будьте готовы поддержать ребенка, когда он будет строить отношения с одноклассниками – это важная часть социальной адаптации человека. Знакомьтесь с другими мамами вашего класса, приглашайте симпатичных ребенку детей на совместные прогулки, в кружки, в гости.
В большинстве организаций, в которых работают взрослые люди, есть определенный дресс-код. Понятно, что не во всех, но все же, во многих. И ребенку для успешной адаптации в обществе желательно быть знакомым с ситуацией, когда нужно соблюдать определенный внешний вид. Конечно, он может выбрать профессию, не подразумевающую ношения костюма, но мы не можем знать этого наверняка. Поэтому потренироваться соблюдать правила, находясь еще в детском возрасте, ребенку очень полезно. Знание границ приемлемого во внешнем облике поможет ему в будущем чувствовать себя комфортно в любой ситуации - и когда нужен дресс-код, и когда форма одежды свободна - и расширит границы выбора круга общения и профессиональной деятельности.
Поэтому маме в интересах ребенка следует настоять на том, что форму носить в школу нужно. Можно вместе выбирать из допустимых вариаций. Можно подобрать допустимые аксессуары вместе. Но сама школьная форма обязательна.
Лучше всего будет, если ВСЕ уроки у ребенка будут сделаны до 18 часов. Как конкретно распределяется время у каждой семьи - это индивидуально (сначала ранний кружок, потом уроки или наоборот), но недопустимо сходить на 2 кружка, в 20 часов вернуться домой и сесть делать уроки. Особенно, это касается младших школьников.
Что делать, чтобы не болеть…?
Существует понятие психологической готовности к школе. Есть дети, которые готовы к обучению, восприятию нового и новому коллективу в 6 лет, а есть дети, которых нужно отдавать в школу не раньше 7 лет. Если у вас есть какие-то сомнения на этот счет, лучше проконсультироваться индивидуально у психолога.
Если ребенок посещал детское дошкольное учреждение, то никакой адаптации к школе у него быть не должно. Но вы должны наблюдать за ребенком. Если ребенок плохо концентрируется на уроках, ему трудно усидеть на месте, отношения с одноклассниками и педагогами не складываются, то не оставляйте ребенка на продленке. Пусть он обедает дома, помогайте ему делать домашние задания, участвуйте в его жизни. Сейчас во многих школах есть подготовительный год, когда дети знакомятся с педагогом, со школой и с будущими одноклассниками.
Если ваш ребенок часто болел до школы, то обязательно проконсультируйтесь с иммунологом до поступления в школу. Если он выявит вторичный иммунодефицит, то необходимо пройти курс лечения. Здоровые дети тоже иногда болеют ОРВИ и простудами. Занимайтесь неспецифической профилактикой, закаливайте ребенка, занимайтесь физическими упражнениями на свежем воздухе. В сезон гриппа и ОРВИ внимательно следите за питанием ребенка, водным режимом, не допускайте переохлаждений.
Компьютер и телевизор - это факторы риска для зрения и осанки. Без компьютера современного ребенка уже трудно себе представить. Поэтому совсем запретить это мы не можем. Давайте тогда ограничим по времени пользование компьютером до 30 минут.
При выполнении домашнего задания ребенок должен чередовать нагрузку за столом с физическими упражнениями, прогулками и игрой. И обязательно организуйте правильное рабочее место (стол, стул, свет).
А как быть с осанкой?
Когда ребёнок идёт в школу, то, действительно, изменяются характер и продолжительность нагрузок, в том числе и на позвоночник. Поэтому необходимо до школы позаботиться о формировании хорошего мышечного корсета из мышц спины, живота и груди (см. видеоурок с упражнениями для правильной осанки).
Также мы рекомендуем заниматься вестибулярными упражнениями: батут, балансировочные шары и полусферы, и далее заниматься постоянным "поддержанием" этих мышц в нормотонусе и делать гимнастику (см. комплекс упражнений №1 и комплекс упражнений №2).
Помимо этого ребёнку, идущему в школу, необходимо помочь выработать определённые режимные моменты:
- Подъём утром в 7 часов (утренняя гимнастика, водные процедуры и обязательно завтрак).
- Каждую перемену в школе обязательно двигаться (ходить, но не бегать и не сидеть).
- После занятий в школе обязательно еда, а затем отдых, лучше в горизонтальном положении (на спине или на животе, но не на боку) минут 30-40.
- После отдыха уроки, гимнастика и свободное время.
- Сон в 21-22 часа (не позднее 22 часов).
Посмотрите, пожалуйста, видеоурок по развитию осанки и делайте вестибулярные упражнения: батут, балансировочные шары и полусферы, плюс ходьба по лестнице (нагружая передний отдел стопы, т.е. "на носочках").
По санитарно-эпидемиологическим требованиям вес ранца без учебников не должен превышать 700 г. Вместе с содержимым вес ранца не должен превышать 1,5 кг. При возможности помогайте ребёнку нести (или несите сами) ранец до и из школы, так как нагрузки в школе для ребёнка уже будет достаточно.