
Понаблюдайте за своим ребенком. Можете ли вы сказать, что у него есть стойкий интерес к книге?
Если он есть, то задайтесь вопросом, а что ему нравится в большей степени?
Содержание произведений (любит слушать сказки, стихи, рассказы или просто рассматривать картинки в книге)?
Процесс чтения (старается прочитать хотя бы слово, просит купить книгу, в которой слова чередуются с картинками, иллюстрации занимают большую часть книги)?
Внимание, которое вы уделяете ребенку при чтении (книга, как средство общения с вами)?
Очень важно понимать, что только в первом случае ребенок не утратит интерес, так как он направлен не на предмет, а на его содержание.
Необходимые условия для создания интереса именно к книге:
- При отборе детской художественной литературы большое внимание нужно уделять не только содержанию, но и художественному оформлению книги: она должна быть привлекательной, яркой, с крупным шрифтом (важно, чтобы текст не накладывался на цветное изображение).
- Советоваться с ребенком, учитывая его пожелания, его интересы при выборе книг (например, создайте подборку книг о животных или о космосе и др.).
- Постараться создать домашнюю детскую библиотеку, наполняя ее произведениями различных авторов, жанров (например, если вы любите сказки, то в вашей библиотеке должны быть русские народные сказки, сказки народов мира, авторские сказки); познавательная, занимательная литература, книги о природе, о людях разных профессий, о технике, о природных явлениях.
Будет замечательно, если всю литературу вы систематизируете.
Ну и, конечно, чтобы знакомство с книгой или художественным произведением было не просто времяпровождением, а содержательным досугом, важно соблюдать некоторые плавила:
- прочитайте ребенку текст, рассмотрите вместе иллюстрации;
- побеседуйте о прочитанном;
- попробуйте вместе с ребенком все пересказать по ролям;
- рассмотрите более детально всю книгу, прокомментируйте все иллюстрации;
- прочитанные сюжеты и истории вводите в игру.
Необходимо помнить, что в результате взросления, у ребенка могут меняться интересы.
Как же сделать так, чтобы интерес к книге не угасал? Как сделать так, чтобы ребенок периодически возвращался к чтению и полюбил книгу на всю жизнь?
Для этого нужно, чтобы интерес перерос в стойкое положительное отношение.
Самый надежный способ - это научить его делать книги своими руками (даже бумагу для своей книги вы можете сделать вместе с малышом):
1. Попробуйте вместе с ребенком сочинить литературное произведение (или подберите что-то из полюбившегося).
2. Обсудите с малышом оформление обложки. Например, выберите цветной картон, сложите его пополам, продумайте название, рисунок, текст, который вы разместите на обложке. Работу над обложкой лучше распределить: малыш может нарисовать что-либо или сделать аппликацию, а вы – написать название.
3. Продумайте, как у вас будет расположен текст, какой текст у вас будет (написанный ребенком или напечатанный на компьютере), какие будут иллюстрации (нарисованные, в виде аппликации, в виде объемных картинок, в виде использования различного подручного материала и др.).
4. Когда книга будет готова, можно показывать и читать ее гостям (бабушкам и дедушкам), принести в детский сад, подарить другу.
5. Сделайте несколько подобных книг и не забывайте положительно оценивать и поддерживать своего ребенка, его творчество.
Итак, вы всей семьей постарались создать положительное отношение к книге. В чем оно проявляется?
Если ваш малыш понимает, что книга - это важнейший источник информации, то он вскоре попросит покупать разные книжки. Понаблюдайте, проявляет ли ребенок эмоциональное отношение к книге, говорит ли, что книги ему нравятся - они красивые, в них веселые (грустные) и интересные истории? И если книга для малыша становится радостным подарком, значит, вы смогли привить любовь к книге.
Дарите книги не только своему ребенку, но и всем членам семьи!