Массаж в 6—9 месяцев (описание комплекса)

Массаж очень благоприятно влияет развитие детей раннего возраста — как физическое, так и нервно-психическое, способствует своевременному возникновению и последовательному совершенствованию двигательных навыков, укрепляет организм и помогает предупредить заболевания.           

При проведении массажа детей грудного возраста каждую его процедуру следует обязательно сочетать с физическими упражнениями.

Руки выполняющего массаж должны быть теплыми и смазанными детским кремом или маслом.

Проводят массаж в проветренном помещении при температуре воздуха не ниже +22 °С.              

После массажа следует одеть малыша в теплое белье и дать ему отдохнуть.         

Массаж проводят через 40-60 минут после кормления или между кормлениями.               

Если делать массаж в вечернее время (или перед купанием), количество повторов выполняемых движений надо сократить вдвое (делать по 2-4 движения вместо 4-8 рекомендованных в описаниях массажных процедур).     

Длительность процедуры — от 5-8 до 30 минут (в зависимости от возраста и количества охватываемых областей тела). На курс массажа проводят 10-15 процедур, ежедневно или (чаще всего) через день.

Перерыв между повторными курсами должен быть не менее 10-15 дней.               

Обратите внимание:  

  • нельзя массировать плачущего ребенка;
  • массаж не должен вызывать или усиливать болевые ощущения;
  • нельзя массировать детей перед сном;
  • все движения выполнять по направлению лимфотока (кроме движения по сгибательной поверхности);
  • животик следует массировать по часовой стрелке (по ходу перистальтики в толстом кишечнике);
  • нельзя массировать область печени и селезенки (левое и правое подреберье);
  • нельзя массировать суставы;
  • нельзя массировать подмышечные впадины, паховую область, пупок, соски, внутреннюю поверхность бедра — во избежание проявления сексуальных рефлексов.

 Полный курс массажа от 6 до 9 месяцев 

 Смотрите видеоурок

Ввиду того, что у детей в этом возрасте появляется все больше произвольных движений, в комплекс включают активные упражнения, подготавливающие к ползанию, сидению и стоянию, а также вводится третий элемент классического массажа — «разминание».

Массаж кистей рук

Исходное положение: ребенок сидит или лежит на спине/ на боку, ногами к краю стола. Взрослый раскрывает ладошку малыша и указательным пальцем производит по ней легкие круговые движения по направлению от большого пальца к мизинцу (4-6 раз).

«Поглаживание и растирание пальцев рук». Исходное положение: ребенок лежит на боку, развернувшись ногами к краю стола, или же сидит. Взрослый слегка приподнимает руку ребенка, удерживая ее указательным и большим пальцами одной руки, а большим и указательным пальцами другой руки перебирает каждый пальчик малыша, поглаживая его (4-5 раз) и растирая (2-3 раза).

Массаж рук

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый левой рукой поднимает руку ребенка, правой ладонью поглаживает ее от кисти к плечу по разгибательной поверхности (6-8 раз).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый поднимает его руку своей левой рукой, фиксирует кисть и правой ладонью или подушечками второго— четвертого пальцев поглаживает от кисти к плечу, при этом слегка сдвигая кожу ребенка (4-6 раз).

«Разминание». Взрослый кончиками второго — пятого пальцев разминает малышу руку по направлению от кисти к подмышечной впадине (2-3 раза).

Повторение предыдущих упражнений для другой руки.

Пассивные упражнения для рук

«Обнимания». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый вкладывает свои большие пальцы в ладошки малыша, остальными фиксирует его предплечья и производит «обнимающие» движения ручками ребенка (3-4 раза). По окончании упражнения кладет руки ребенка вдоль туловища и отпускает их.

«Скрещивание рук на груди». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый предлагает ребенку обхватить свои большие пальцы и производит сгибание его рук в локтевых суставах, скрещивая их на груди. Вслед за этим разгибает руки ребенка и отводит их в стороны (4-6 раз). По окончании упражнения кладет руки ребенка вдоль туловища и отпускает их.

«Попеременное сгибание и разгибание рук». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола, или сидит. Взрослый предлагает ему обхватить свои большие пальцы и производит сгибание и разгибание его рук в локтевых и плечевых суставах: при сгибании одной руки разгибает другую (6-8 раз)

«Поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый дает ему обхватить свои большие пальцы и, поднимая прямые руки ребенка, производит круговые движения в плечевых суставах в направлении снизу вверх и сверху вниз (4-6 раз).

Массаж живота

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной ладонью или обеими поглаживает его по животику, совершая круговые движения по ходу часовой стрелки (5-6 раз).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый растирает ему животик, производя основанием одной ладони круговые движения в направлении по ходу часовой стрелки (2-3 раза). Нельзя массировать область печени (правое подреберье)!

«Растирание косых мышц живота». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый растирает косые мышцы его живота, производя подушечками второго — четвертого пальцев обеих рук круговые движения по направлению к пупку (3-4 раза). Нельзя массировать область печени (правое подреберье)!

«Разминание». Взрослый концами второго — пятого пальцев разминает животик малышу по часовой стрелке (2-3 раза).

Массаж стоп

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной рукой слегка приподнимает его ногу, захватив ее выше голеностопного сустава, и указательным или большим пальцем или ладонной поверхностью другой руки производит поглаживающие «разгибающие пальчики» движения от пяточки к кончикам пальцев (3-4 раза).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый слегка приподнимает стопу ребенка и, поддерживая ее указательным и большим пальцами одной руки, большим или указательным пальцами другой поглаживает стопу по тыльной стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу (4-6 раз).

«Поглаживание и растирание пальцев стопы». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый, поддерживая указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую стопу ребенка, большим и указательным пальцами другой перебирает каждый палец стопы, поглаживает его (4-5 раз) и растирает (2-3 раза).

«Вибрация стопы». Взрослый похлопывает пальцами подошвенную поверхность стопы малыша (4-6 раз).

Массаж ног

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной рукой слегка придерживает ногу ребенка за стопу, ладонью или подушечками второго — четвертого пальцев другой руки поглаживает по наружной и задней сторонам голени и бедра от стопы к тазобедренному суставу (4-6 раз). Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра!

«Растирание голени и бедра». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый слегка придерживает одной рукой его стопу, ладонью или подушечками второго — четвертого пальцев производит мелкие растирания по наружной стороне голени и бедра (5-6 раз). Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра!

«Растирание голени». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый, слегка придерживая его стопу одной рукой, указательным и большим пальцами другой руки плотно обхватывает голень ребенка и производит энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу (4-6 раз).

«Разминание». Взрослый разминает малышу ногу кончиками второго — пятого пальцев в направлении от стопы к бедру (2-3 раза).

Повторение предыдущих упражнений для другой ноги.

Пассивные упражнения для ног

«Сгибание и разгибание ног попеременно и вместе».  Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает его голени и производит сгибание — разгибание в коленных и тазобедренных суставах поочередно (6-8 раз) и вместе (4-6 раза).

«Сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает его обе прямые ноги одновременно и сгибает и разгибает их в тазобедренных суставах (2-3 раза).

«Круговые движения ног в тазобедренных суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах и приподняты. Взрослый поддерживает его стопы и производит круговые движения в тазобедренных суставах поочередно в обе стороны (4-6 раз).

Рефлекторное упражнение: поворот со спины на живот вправо и влево

Исходное положение: ребенок лежит на спине, его ноги прямые. Взрослый, удерживая ребенка правой рукой за стопы, а левой рукой — за согнутую в локте правую руку, производит поворот таза и стимулирует поворот со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо обхватить его стопы левой рукой, а правой — согнутую в локте левую руку малыша (1-2 раза в каждую сторону).

Массаж спины

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго — четвертого пальцев рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук поглаживает малыша по спине по направлению от ягодиц к шее вдоль позвоночника (не проводя по остистым отросткам позвоночника) (4-6 раз).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго — четвертого пальцев рук или тыльными поверхностями кистей рук, сжатых в кулак, производит растирающие движения по направлению реберной дуги, снизу (от ягодиц) к шее (4-6 раз).

«Разминание». Взрослый подушечками второго — пятого пальцев разминает спину малыша в направлении от ягодиц к шее вдоль позвоночника (2-3 раза).

Активное упражнение: ползанье (не рефлекс ползанья)

Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый кладет перед малышом яркую игрушку и фиксирует рукой его стопы. Ноги ребенка согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Если малыш при этом самостоятельно не передвигается вперед, то взрослый, подложив свою левую руку ему под грудь, сам продвигает ребенка (4-6 раз).

Массаж грудной клетки

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый обеими ладонями или большими пальцами поглаживает грудную клетку малыша по обе стороны от грудины по направлению к подмышечным впадинам (4-6 раз).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго — четвертого пальцев обеих рук растирает его спину по обе стороны от грудины по направлению к подмышечным впадинам (2-4 раза).

Пассивное упражнение: присаживание

Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый, придерживая его руки выше кисти, отводит выпрямленные руки в стороны и, слегка потягивая их, побуждает ребенка сесть (2-3 раза).

Активное упражнение: переступание

Исходное положение: взрослый ставит ребенка к себе лицом и, поддерживая его обеими руками под мышки, побуждает малыша к переступанию. Тот делает 3-6 шагов (не путать с шаговым рефлексом).

Противопоказания  к применению массажа у детей:

  • гнойные и другие острые воспалительные заболевания кожи, лимфатических узлов, мышц, костей;
  • тяжелые формы гипотрофии (атрофии);
  • обширные кожные проявления экссудативного диатеза;
  • заболевания, сопровождающиеся ломкостью костей и болью в них, тяжелые формы рахита, гнойные и другие острые артриты, туберкулез костей и суставов;
  • врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом и расстройством компенсации;
  • обширные пупочные, бедренные, паховые и мошоночные грыжи со значительным выпадением органов брюшной полости или выраженной наклонностью к ущемлению;
  • болезни крови злокачественного характера, гемофилия;
  • остеомиелит;
  • злокачественные опухоли (до их радикального лечения);
  • активная форма туберкулеза;
  • различные формы геморрагического диатеза;
  • острый гепатит;
  • острый нефрит.
Добавить в избранное

Комментарии

Нет комментариев
добавить комментарий:
 

Введите цифры, которые видите на рисунке


Рекомендуем почитать

Родничок у маленьких детей

Часто родители переживают в связи с размером родничка у ребенка. Некоторым он кажется маленьким, несоответствующим возрасту, другим - слишком большим. Давайте посмотрим, что об этом расскажет врач.

0
1
Как хранить игрушки?

Обычное дело, когда детская комната превращается в  склад конструкторов, машинок, куколок, плюшевых мишек и зайчиков, книг и других странных вещиц, которые очень ценны для вашего ребёнка. Где и как хранить детские игрушки? – вопрос, волнующий многих мам.

1
84
Иппотерапия

Знакомить ребёнка с лошадьми можно, начиная с самого раннего возраста, когда его начинает интересовать то, что происходит на прогулке. Кроме того, что детям очень интересно смотреть и трогать такое большое животное и даже кататься на нём, лошади могут ещё и лечить. 

0
84
Фимоз

Часто мамы мальчиков очень беспокоятся о том, как ухаживать за половым органом малыша, нужно ли отодвигать крайнюю плоть для промывания и что такое фимоз. Узнаем мнение педиатра.

0
48
x
Яндекс.Метрика