Массаж в 6—9 месяцев (описание комплекса)
Массаж очень благоприятно влияет развитие детей раннего возраста — как физическое, так и нервно-психическое, способствует своевременному возникновению и последовательному совершенствованию двигательных навыков, укрепляет организм и помогает предупредить заболевания.
При проведении массажа детей грудного возраста каждую его процедуру следует обязательно сочетать с физическими упражнениями.
Руки выполняющего массаж должны быть теплыми и смазанными детским кремом или маслом.
Проводят массаж в проветренном помещении при температуре воздуха не ниже +22 °С.
После массажа следует одеть малыша в теплое белье и дать ему отдохнуть.
Массаж проводят через 40-60 минут после кормления или между кормлениями.
Если делать массаж в вечернее время (или перед купанием), количество повторов выполняемых движений надо сократить вдвое (делать по 2-4 движения вместо 4-8 рекомендованных в описаниях массажных процедур).
Длительность процедуры — от 5-8 до 30 минут (в зависимости от возраста и количества охватываемых областей тела). На курс массажа проводят 10-15 процедур, ежедневно или (чаще всего) через день.
Перерыв между повторными курсами должен быть не менее 10-15 дней.
Обратите внимание:
- нельзя массировать плачущего ребенка;
- массаж не должен вызывать или усиливать болевые ощущения;
- нельзя массировать детей перед сном;
- все движения выполнять по направлению лимфотока (кроме движения по сгибательной поверхности);
- животик следует массировать по часовой стрелке (по ходу перистальтики в толстом кишечнике);
- нельзя массировать область печени и селезенки (левое и правое подреберье);
- нельзя массировать суставы;
- нельзя массировать подмышечные впадины, паховую область, пупок, соски, внутреннюю поверхность бедра — во избежание проявления сексуальных рефлексов.
Полный курс массажа от 6 до 9 месяцев |
|
Ввиду того, что у детей в этом возрасте появляется все больше произвольных движений, в комплекс включают активные упражнения, подготавливающие к ползанию, сидению и стоянию, а также вводится третий элемент классического массажа — «разминание». |
|
Массаж кистей рук |
Исходное положение: ребенок сидит или лежит на спине/ на боку, ногами к краю стола. Взрослый раскрывает ладошку малыша и указательным пальцем производит по ней легкие круговые движения по направлению от большого пальца к мизинцу (4-6 раз). |
«Поглаживание и растирание пальцев рук». Исходное положение: ребенок лежит на боку, развернувшись ногами к краю стола, или же сидит. Взрослый слегка приподнимает руку ребенка, удерживая ее указательным и большим пальцами одной руки, а большим и указательным пальцами другой руки перебирает каждый пальчик малыша, поглаживая его (4-5 раз) и растирая (2-3 раза). |
|
Массаж рук |
«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый левой рукой поднимает руку ребенка, правой ладонью поглаживает ее от кисти к плечу по разгибательной поверхности (6-8 раз). |
«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый поднимает его руку своей левой рукой, фиксирует кисть и правой ладонью или подушечками второго— четвертого пальцев поглаживает от кисти к плечу, при этом слегка сдвигая кожу ребенка (4-6 раз). |
|
«Разминание». Взрослый кончиками второго — пятого пальцев разминает малышу руку по направлению от кисти к подмышечной впадине (2-3 раза). |
|
Повторение предыдущих упражнений для другой руки. |
|
Пассивные упражнения для рук |
«Обнимания». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый вкладывает свои большие пальцы в ладошки малыша, остальными фиксирует его предплечья и производит «обнимающие» движения ручками ребенка (3-4 раза). По окончании упражнения кладет руки ребенка вдоль туловища и отпускает их. |
«Скрещивание рук на груди». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый предлагает ребенку обхватить свои большие пальцы и производит сгибание его рук в локтевых суставах, скрещивая их на груди. Вслед за этим разгибает руки ребенка и отводит их в стороны (4-6 раз). По окончании упражнения кладет руки ребенка вдоль туловища и отпускает их. |
|
«Попеременное сгибание и разгибание рук». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола, или сидит. Взрослый предлагает ему обхватить свои большие пальцы и производит сгибание и разгибание его рук в локтевых и плечевых суставах: при сгибании одной руки разгибает другую (6-8 раз) |
|
«Поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый дает ему обхватить свои большие пальцы и, поднимая прямые руки ребенка, производит круговые движения в плечевых суставах в направлении снизу вверх и сверху вниз (4-6 раз). |
|
Массаж живота |
«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной ладонью или обеими поглаживает его по животику, совершая круговые движения по ходу часовой стрелки (5-6 раз). |
«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый растирает ему животик, производя основанием одной ладони круговые движения в направлении по ходу часовой стрелки (2-3 раза). Нельзя массировать область печени (правое подреберье)! |
|
«Растирание косых мышц живота». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый растирает косые мышцы его живота, производя подушечками второго — четвертого пальцев обеих рук круговые движения по направлению к пупку (3-4 раза). Нельзя массировать область печени (правое подреберье)! |
|
«Разминание». Взрослый концами второго — пятого пальцев разминает животик малышу по часовой стрелке (2-3 раза). |
|
Массаж стоп |
«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной рукой слегка приподнимает его ногу, захватив ее выше голеностопного сустава, и указательным или большим пальцем или ладонной поверхностью другой руки производит поглаживающие «разгибающие пальчики» движения от пяточки к кончикам пальцев (3-4 раза). |
«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый слегка приподнимает стопу ребенка и, поддерживая ее указательным и большим пальцами одной руки, большим или указательным пальцами другой поглаживает стопу по тыльной стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу (4-6 раз). |
|
«Поглаживание и растирание пальцев стопы». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый, поддерживая указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую стопу ребенка, большим и указательным пальцами другой перебирает каждый палец стопы, поглаживает его (4-5 раз) и растирает (2-3 раза). |
|
«Вибрация стопы». Взрослый похлопывает пальцами подошвенную поверхность стопы малыша (4-6 раз). |
|
Массаж ног |
«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной рукой слегка придерживает ногу ребенка за стопу, ладонью или подушечками второго — четвертого пальцев другой руки поглаживает по наружной и задней сторонам голени и бедра от стопы к тазобедренному суставу (4-6 раз). Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра! |
«Растирание голени и бедра». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый слегка придерживает одной рукой его стопу, ладонью или подушечками второго — четвертого пальцев производит мелкие растирания по наружной стороне голени и бедра (5-6 раз). Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра! |
|
«Растирание голени». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый, слегка придерживая его стопу одной рукой, указательным и большим пальцами другой руки плотно обхватывает голень ребенка и производит энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу (4-6 раз). |
|
«Разминание». Взрослый разминает малышу ногу кончиками второго — пятого пальцев в направлении от стопы к бедру (2-3 раза). |
|
Повторение предыдущих упражнений для другой ноги. |
|
Пассивные упражнения для ног |
«Сгибание и разгибание ног попеременно и вместе». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает его голени и производит сгибание — разгибание в коленных и тазобедренных суставах поочередно (6-8 раз) и вместе (4-6 раза). |
«Сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает его обе прямые ноги одновременно и сгибает и разгибает их в тазобедренных суставах (2-3 раза). |
|
«Круговые движения ног в тазобедренных суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах и приподняты. Взрослый поддерживает его стопы и производит круговые движения в тазобедренных суставах поочередно в обе стороны (4-6 раз). |
|
Рефлекторное упражнение: поворот со спины на живот вправо и влево |
Исходное положение: ребенок лежит на спине, его ноги прямые. Взрослый, удерживая ребенка правой рукой за стопы, а левой рукой — за согнутую в локте правую руку, производит поворот таза и стимулирует поворот со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо обхватить его стопы левой рукой, а правой — согнутую в локте левую руку малыша (1-2 раза в каждую сторону). |
Массаж спины |
«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго — четвертого пальцев рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук поглаживает малыша по спине по направлению от ягодиц к шее вдоль позвоночника (не проводя по остистым отросткам позвоночника) (4-6 раз). |
«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго — четвертого пальцев рук или тыльными поверхностями кистей рук, сжатых в кулак, производит растирающие движения по направлению реберной дуги, снизу (от ягодиц) к шее (4-6 раз). |
|
«Разминание». Взрослый подушечками второго — пятого пальцев разминает спину малыша в направлении от ягодиц к шее вдоль позвоночника (2-3 раза). |
|
Активное упражнение: ползанье (не рефлекс ползанья) |
Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый кладет перед малышом яркую игрушку и фиксирует рукой его стопы. Ноги ребенка согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Если малыш при этом самостоятельно не передвигается вперед, то взрослый, подложив свою левую руку ему под грудь, сам продвигает ребенка (4-6 раз). |
Массаж грудной клетки |
«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый обеими ладонями или большими пальцами поглаживает грудную клетку малыша по обе стороны от грудины по направлению к подмышечным впадинам (4-6 раз). |
«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго — четвертого пальцев обеих рук растирает его спину по обе стороны от грудины по направлению к подмышечным впадинам (2-4 раза). |
|
Пассивное упражнение: присаживание |
Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый, придерживая его руки выше кисти, отводит выпрямленные руки в стороны и, слегка потягивая их, побуждает ребенка сесть (2-3 раза). |
Активное упражнение: переступание |
Исходное положение: взрослый ставит ребенка к себе лицом и, поддерживая его обеими руками под мышки, побуждает малыша к переступанию. Тот делает 3-6 шагов (не путать с шаговым рефлексом). |
Противопоказания к применению массажа у детей:
- гнойные и другие острые воспалительные заболевания кожи, лимфатических узлов, мышц, костей;
- тяжелые формы гипотрофии (атрофии);
- обширные кожные проявления экссудативного диатеза;
- заболевания, сопровождающиеся ломкостью костей и болью в них, тяжелые формы рахита, гнойные и другие острые артриты, туберкулез костей и суставов;
- врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом и расстройством компенсации;
- обширные пупочные, бедренные, паховые и мошоночные грыжи со значительным выпадением органов брюшной полости или выраженной наклонностью к ущемлению;
- болезни крови злокачественного характера, гемофилия;
- остеомиелит;
- злокачественные опухоли (до их радикального лечения);
- активная форма туберкулеза;
- различные формы геморрагического диатеза;
- острый гепатит;
- острый нефрит.
Комментарии