Массаж в 3—6 месяцев (описание комплекса)

Массаж очень благоприятно влияет развитие детей раннего возраста — как физическое, так и нервно-психическое, способствует своевременному возникновению и последовательному совершенствованию двигательных навыков, укрепляет организм и помогает предупредить заболевания.           

При проведении массажа детей грудного возраста каждую его процедуру следует обязательно сочетать с физическими упражнениями.

Руки выполняющего массаж должны быть теплыми и смазанными детским кремом или маслом. 

Проводят массаж в проветренном помещении при температуре воздуха не ниже +22 °С.

После массажа следует одеть малыша в теплое белье и дать ему отдохнуть.

Массаж проводят через 40-60 минут после кормления или между кормлениями.

Если делать массаж в вечернее время (или перед купанием), количество повторов выполняемых движений надо сократить вдвое (делать по 2-4 движения вместо 4-8 рекомендованных в описаниях массажных процедур).

Длительность процедуры — от 5-8 до 30 минут (в зависимости от возраста и количества охватываемых областей тела). На курс массажа проводят 10-15 процедур, ежедневно или (чаще всего) через день.

Перерыв между повторными курсами должен быть не менее 10-15 дней.               

Обратите внимание:  

  • нельзя массировать плачущего ребенка;
  • массаж не должен вызывать или усиливать у малыша болевые ощущения;
  • нельзя массировать детей перед сном;
  • все движения идут по направлению лимфотока (кроме движения по сгибательной поверхности);
  • животик следует массировать по часовой стрелке (по ходу перистальтики в толстом кишечнике);
  • нельзя массировать область печени и селезенки (левое и правое подреберье);
  • нельзя массировать суставы;
  • нельзя массировать подмышечные впадины, паховую область, пупок, соски, внутреннюю поверхность бедра — во избежание проявления сексуальных рефлексов.

 Полный курс массажа от 3 до 6 месяцев                                                                  

 Смотрите видеоурок

При проведении массажа ребенку старше 3 месяцев, кроме поглаживаний, вводят растирания. В этом возрасте уже устанавливается равновесие тонуса мышц-сгибателей и разгибателей верхних и нижних конечностей, что дает возможность увеличить в комплексе количество пассивных движений для рук и ног. 

Массаж кистей рук

Ребенок лежит в исходном положении на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый открывает его ладонь от области возвышения первого и пятого пальцев к основанию, а затем к кончикам пальцев.

Массаж рук: поглаживание и растирание

Ребенок лежит в исходном положении на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый своей левой рукой поднимает руку ребенка, и правой ладонью поглаживает ее в направлении от кисти к плечу по разгибательной поверхности руки (6-8 раз).  (Лена, поглаживание и растирание – это 2 основные техники массажа, которые применяются с маленькими детьми. Это не упражнение, которое называется «поглаживание», это техника. )

Затем взрослый выполняет растирание. Ребенок лежит в исходном положении на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый своей левой рукой поднимает руку малыша и фиксирует ее кисть. Потом правой ладонью или подушечками второго — четвертого пальцев поглаживает руку малыша от кисти к плечу, но слегка сдвигая кожу ребенка (4-6 раз).

Повторение предыдущих упражнений для другой руки.

Пассивные упражнения для рук

«Обнимания». Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый вкладывает свои большие пальцы в ладони ребенка, остальными пальцами фиксирует предплечья ребенка и производит «обнимающие» движения ручками ребенка (3-4 раза). По окончании упражнения опускает руки ребенка вдоль туловища и отпускает их.

«Скрещивание рук на груди». Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый дает ребенку обхватить свои большие пальцы и сгибает ручки малыша в локтевых суставах, скрещивая их у него на груди. Затем разгибает руки ребенка и отводит их в стороны (4-6 раз). По окончании упражнения опускает руки ребенка вдоль туловища и отпускает их.

Массаж живота

Поглаживание. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной ладонью или обеими по ходу часовой стрелки производит круговое поглаживание его животика (5-6 раз).

Растирание. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый основанием одной ладони производит круговые растирающие движения в направлении по ходу часовой стрелки (2-3 раза). Нельзя массировать область печени (правое подреберье).

Растирание косых мышц живота. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго-четвертого пальцев обеих рук производит растирание косых мышц его живота по направлению к пупку (3-4 раза). Нельзя массировать область печени (правое подреберье).

Массаж стоп

Поглаживание. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной рукой слегка приподнимает ногу ребенка, захватив ее выше голеностопного сустава, и указательным или большим пальцем, или ладонной поверхностью другой руки поглаживает ее от пяточки к кончикам пальцев, совершая «разгибающие пальчики» движения (3-4 раза).

Растирание. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый, обхватив указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую стопу ребенка, большим или указательным пальцами другой руки поглаживает стопу по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу (4-6 раз).

Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый, обхватив указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую стопу ребенка, большим и указательным пальцами другой руки берет поочередно каждый палец стопы и поглаживает его (4-5 раз), а затем растирает (2-3 раза).

Массаж ног

Поглаживание. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый, слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью или подушечками второго-четвертого пальцев другой руки поглаживает по наружной и задней сторонам голени и бедра малыша в направлении от стопы к тазобедренному суставу (4-6 раз). Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра.

Растирание голени и бедра. Ребенок лежит в исходное положение на спине, ногами к краю стола. Взрослый, Слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью или подушечками второго-четвертого пальцев производят мелкие растирания по наружной стороне голени и бедра (5-6 раз). Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра.

Растирание голени. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый, слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, указательным и большим пальцами другой руки плотно обхватывают голень ребенка и производят энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу (4-6 раз).

Повторение предыдущих упражнений для другой ноги.

Пассивные упражнения для ног

Сгибание и разгибание ног попеременно и вместе. Ребенок лежит висходное положение на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает его голени и производим сгибание — разгибание в коленных и тазобедренных суставах поочередно (6-8 раз) и вместе (4-6 раза).

Сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает его прямые ноги одновременно и сгибает и разгибает их в тазобедренных суставах (2-3 раза).

Рефлекторное упражнение: поворот со спины на живот влево и вправо

Ребенок лежит в исходном положении на спине, ноги прямые. Взрослый правой рукой удерживает его за стопы, а левой — за согнутую в локте правую руку, производит поворот таза и тем стимулирует поворот малыша влево со спины на живот. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить его стопы, а правой — его левую ручку, так же согнутую в локте (1-2 раза в каждую сторону).

Массаж спины

Поглаживание. Ребенок лежит в исходном положении на животе, ногами к краю стола. Взрослый поглаживает его спину по направлению от ягодиц к шее вдоль позвоночника (не проводя по остистым отросткам позвоночника) подушечками второго — четвертого пальцев рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук (4-6 раз).

Растирание. Ребенок лежит в исходном положении на животе, ногами к краю стола. Взрослый производит растирающие движения по направлению реберной дуги, снизу (от ягодиц) к шее подушечками второго — четвертого пальцев рук или тыльными поверхностями кистей рук сжатых в кулак (4-6 раз). 

Рефлекторное упражнение: пританцовывание (ножной рефлекс)

Ребенок лежит в исходном положении на спине. Взрослый поддерживает его подмышки и ставят на стол (лучше спиной к себе). От прикосновения к плотной поверхности ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах (повторить 4-6 раз).

Массаж грудной клетки

Поглаживание. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый ладонями или большими пальцами обеих рук поглаживает малыша по обе стороны от грудины по направлению к подмышечным впадинам (4-6 раз).

Растирание. Ребенок лежит в исходное положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго—четвертого пальцев обеих рук растирает его по обе стороны от грудины по направлению к подмышечным впадинам (2-4 раза).

После 5 месяцев добавляется еще ряд упражнений, и идет подготовка ребенка к сидению (к 6 месяцам)

Пассивное упражнение: попеременное сгибание и разгибание рук

Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый дает ему обхватить свои большие пальцы рук и производит сгибание и разгибание рук ребенка в локтевых и плечевых суставах; при сгибании одной руки разгибает другую (6-8 раз).

Пассивное упражнение: вращение в тазобедренных суставах (внутрь)

Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый удерживает его за голени и, согнув обе ножки малыша в коленных и тазобедренных суставах, производит ими вращательные движения в тазобедренных суставах (внутрь) (4-6 раз).

Пассивное упражнение: присаживание

Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый, придерживая его руки выше кисти, отводит выпрямленные руки в стороны и, слегка потягивая их, побуждает ребенка сесть (2-3 раза).

Активное упражнение: переступание

Из исходного положения лежа на спине взрослый берет ребенка подмышки и ставит к себе лицом. Поддерживая его обеими руками, взрослый побуждает малыша переступать, и тот делает 3-6 шагов (не путать с шаговым рефлексом).

Рефлекторное упражнение:  разгибание позвоночника и ног — «парение» (рефлекс положения)

Ребенок лежит в исходном положении на животе, ногами к краю стола. Взрослый подводит свои ладони под живот или под грудь ребенка и приподнимает его над столом. В результате этих действий тазобедренные суставы и позвоночник малыша рефлекторно разгибаются и он отклоняет голову назад (1-2 раза).

Противопоказания  к применению массажа у детей:

  • гнойные и другие острые воспалительные заболевания кожи, лимфатических узлов, мышц, костей;
  • тяжелые формы гипотрофии (атрофии);
  • обширные кожные проявления экссудативного диатеза;
  • заболевания, сопровождающиеся ломкостью костей и болью в них, тяжелые формы рахита, гнойные и другие острые артриты, туберкулез костей и суставов;
  • врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом и расстройством компенсации;
  • обширные пупочные, бедренные, паховые и мошоночные грыжи со значительным выпадением органов брюшной полости или выраженной наклонностью к ущемлению;
  • болезни крови злокачественного характера, гемофилия;
  • остеомиелит;
  • злокачественные опухоли (до их радикального лечения);
  • активная форма туберкулеза;
  • различные формы геморрагического диатеза;
  • острый гепатит;
  • острый нефрит.
Добавить в избранное

Комментарии

Нет комментариев
добавить комментарий:
 

Введите цифры, которые видите на рисунке


Рекомендуем почитать

Родничок у маленьких детей

Часто родители переживают в связи с размером родничка у ребенка. Некоторым он кажется маленьким, несоответствующим возрасту, другим - слишком большим. Давайте посмотрим, что об этом расскажет врач.

0
1
Как хранить игрушки?

Обычное дело, когда детская комната превращается в  склад конструкторов, машинок, куколок, плюшевых мишек и зайчиков, книг и других странных вещиц, которые очень ценны для вашего ребёнка. Где и как хранить детские игрушки? – вопрос, волнующий многих мам.

1
84
Иппотерапия

Знакомить ребёнка с лошадьми можно, начиная с самого раннего возраста, когда его начинает интересовать то, что происходит на прогулке. Кроме того, что детям очень интересно смотреть и трогать такое большое животное и даже кататься на нём, лошади могут ещё и лечить. 

0
84
Фимоз

Часто мамы мальчиков очень беспокоятся о том, как ухаживать за половым органом малыша, нужно ли отодвигать крайнюю плоть для промывания и что такое фимоз. Узнаем мнение педиатра.

0
48
x
Яндекс.Метрика