
Маленький школьник сидит над тетрадкой, весь сжался в комок, в голове только одна мысль – «Когда же это кончится…». Над ним нависает мама (папа, бабушка) и грозно распекает нерадивое чадо за то, что ленится, не старается, не хочет делать уроки. И даже если в начале занятия у ребенка и было намерение выполнить задание, то сейчас он уже не может ничего сообразить под потоком брани, льющейся на его голову. Ему страшно, обидно и хочется плакать – это состояние не позволяет сосредоточиться на задании.
Все эти слова про будущую профессию или, вообще, ее отсутствие, не имеют отношения к тому, что ему нужно было сделать сегодня. Он не может, в силу возраста, понять взрослого и его тревоги относительно будущей жизни. Для детского восприятия это еще слишком далеко, слишком абстрактно и непонятно - зачем про это вообще говорить, когда нужно всего лишь решить задачу или выписать из текста глаголы.
Понятно, что все родители, так или иначе, переживают, если их ребенок не справляется с учебой, не сразу понимает задания, получает плохие оценки на уроках и так далее. Родитель знает, что школьное образование нужно получить обязательно. И для того чтобы в старших классах иметь возможность выбирать профессию, важно получить хороший аттестат и этот аттестат зарабатывается годами. Но для младшего школьника это, опять же, очень непонятные вещи.
Ребенок, конечно, может кивать головой и с вами соглашаться, но он вас не понимает по-настоящему. Дети не живут будущими успехами в том понимании, которое в это вкладывают взрослые. Они живут «здесь и сейчас». Им важны отношения с родителями (все дети хотят, чтобы их любили и принимали), им важны отношения с учителем (хочется, чтобы усилия были замечены и одобрены), им важно, чтобы было интересно – тяга к знаниям есть у всех детей, но только если им это интересно. Понятия «надо», «должен», «обязан» формируются у детей ближе к подростковому возрасту при условии, что в предыдущие годы их развитие не подгоняли искусственно.
Таким образом, родители смотрят в будущее, тогда как детям важно настоящее. По сути, это и есть причина того, что не получается мотивировать ребенка на учебу рассказами о тяжком дворницком труде. Заставить ребенка думать, как взрослый невозможно. Поэтому мотивировать, опираясь на будущее, не получается. Но как же тогда заставить ребенка делать уроки? Что использовать?