Маленький школьник сидит над тетрадкой, весь сжался в комок, в голове только одна мысль – «Когда же это кончится…». Над ним нависает мама (папа, бабушка) и грозно распекает нерадивое чадо за то, что ленится, не старается, не хочет делать уроки. И даже если в начале занятия у ребенка и было намерение выполнить задание, то сейчас он уже не может ничего сообразить под потоком брани, льющейся на его голову. Ему страшно, обидно и хочется плакать – это состояние не позволяет сосредоточиться на задании.
Все эти слова про будущую профессию или, вообще, ее отсутствие, не имеют отношения к тому, что ему нужно было сделать сегодня. Он не может, в силу возраста, понять взрослого и его тревоги относительно будущей жизни. Для детского восприятия это еще слишком далеко, слишком абстрактно и непонятно - зачем про это вообще говорить, когда нужно всего лишь решить задачу или выписать из текста глаголы.
Понятно, что все родители, так или иначе, переживают, если их ребенок не справляется с учебой, не сразу понимает задания, получает плохие оценки на уроках и так далее. Родитель знает, что школьное образование нужно получить обязательно. И для того чтобы в старших классах иметь возможность выбирать профессию, важно получить хороший аттестат и этот аттестат зарабатывается годами. Но для младшего школьника это, опять же, очень непонятные вещи.
Ребенок, конечно, может кивать головой и с вами соглашаться, но он вас не понимает по-настоящему. Дети не живут будущими успехами в том понимании, которое в это вкладывают взрослые. Они живут «здесь и сейчас». Им важны отношения с родителями (все дети хотят, чтобы их любили и принимали), им важны отношения с учителем (хочется, чтобы усилия были замечены и одобрены), им важно, чтобы было интересно – тяга к знаниям есть у всех детей, но только если им это интересно. Понятия «надо», «должен», «обязан» формируются у детей ближе к подростковому возрасту при условии, что в предыдущие годы их развитие не подгоняли искусственно.
Таким образом, родители смотрят в будущее, тогда как детям важно настоящее. По сути, это и есть причина того, что не получается мотивировать ребенка на учебу рассказами о тяжком дворницком труде. Заставить ребенка думать, как взрослый невозможно. Поэтому мотивировать, опираясь на будущее, не получается. Но как же тогда заставить ребенка делать уроки? Что использовать?
Я предлагаю опираться на текущие задания. Сосредоточьтесь на маленьких шагах, на ежедневных заданиях, на том, что нужно сделать именно сегодня. Помогите ребенку понять, что от него требуется в конкретном задании. Решите на его глазах аналогичную задачу, приведите аналогичные примеры в русском языке, напомните теоретический материал (по конкретному заданию, а не за весь курс), помогите разобраться с не всегда корректными заданиями по окружающему миру. Побудьте для ребенка тем, кто помогает, а не контролирует. Не бросайте его один на один с тетрадью, если ему трудно, просто потому, что вы делали все уроки самостоятельно, и он тоже «должен».
Решите на его глазах аналогичную задачу, приведите аналогичные примеры в русском языке, напомните теоретический материал (по конкретному заданию, а не за весь курс), помогите разобраться с не всегда корректными заданиями по окружающему миру. Побудьте для ребенка тем, кто помогает, а не контролирует. Не бросайте его один на один с тетрадью, если ему трудно, просто потому, что вы делали все уроки самостоятельно, и он тоже «должен». Если у ребенка нет пробелов в освоении программы и его нужно просто направить и помочь в трудных местах, вышеприведённого подхода более чем достаточно для того, чтобы освоить школьную программу младшей школы. Если вы видите, что явно есть пробелы в знаниях, ребенок что-то пропустил, то с этим нужно разбираться в отдельное от приготовления уроков время. Так, чтобы маленький школьник был спокоен – каждый день у него есть приготовленные домашние задания, и они не висят над ним как «дамоклов меч».
Конечно, не нужно делать домашнее задание вместо ребенка – это совсем непедагогично, однако, иногда приходится очень прозрачно подсказывать, чтобы не сидеть бестолково над тетрадью весь вечер. Ведь, если этого знания нет у ребенка, оно не появится оттого, что он сидит или оттого, что его ругают. Закончите приготовление уроков на сегодня, сделайте перерыв. Вернитесь к похожему заданию позже, иногда это можно сделать и по ходу жизни, на прогулке или в ходе другой активности. Если вы сами не понимаете, как же это объясняли в школе, лучше спросите у учителя, потому, что теперь некоторые вещи преподают совсем по-другому.
Если ребенок много пропустил или уже долгое время хронически не справляется с программой то, ему, возможно, нужна и профессиональная помощь, а не только родительская. Специалисты, которые могут помочь при проблемах с усвоением школьной программы – нейропсихолог, дефектолог и логопед. Пройти обследование важно для того, чтобы вовремя установить причину, по которой ребенку сложно учиться. Таким образом, можно сэкономить свои нервы и нервы ребенка, не упустить время и сделать дополнительные занятия более эффективными.
Ежедневный труд по освоению текущей программы сформирует будущее вашего ребенка. По-другому это сделать никак не получится. Если вы чувствуете, что вам все равно тревожно и на вас иногда накатывает отчаяние при виде вашего чада, с трудом решающего задачу, или в который раз забывшего, что такое «сказуемое», то сделайте перерыв, поговорите об этом с другим взрослым, но так, чтобы сын или дочка не слышали вас. Другой взрослый вас, по крайней мере, поймет, в отличие от ребенка. Это ведь наши взрослые тревоги - утолить их дети не в силах.