Артикуляционная гимнастика
Логопедическая, или артикуляционная гимнастика - это система упражнений, направленных на развитие подвижности органов артикуляционного аппарата - языка, губ, щек, мягкого неба и нижней челюсти.
Цель гимнастики – выработка определенных укладов органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков и способность свободно переключаться с одного уклада на другой.
Все упражнения артикуляционной гимнастики можно разделить на две группы:
статические упражнения, направленные на удержание позы;
динамические упражнения, направленные на формирование двигательных навыков.
Каждое упражнение имеет свое название. Эти названия носят условный характер, и одни и те же упражнения могут называться по-разному. Например, «Блинчик» или «Лопаточка» - широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Главное, чтобы ребенок запомнил эти названия и мог выполнять правильные движения по просьбе взрослого. В целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, желательно проводить гимнастику в игровой форме «Покажем, как киска сердится», «Поскачем, как лошадка».
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом, включая в работу различные анализаторы. Ребенок должен видеть движения языка и губ, слышать объяснение взрослого, опираться на свои новые ощущения.
Проводите занятия ежедневно, начинайте с двух - трёх упражнений. Постепенно вводите новые упражнения. Следите за правильностью выполнения артикуляционных поз и четкостью движений.
Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза, не отчаивайтесь. Пробуйте их выполнять вместе с ребенком, подбадривайте его: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Здесь, как в спорте, чем больше подходов и проб, тем выше результат.
Занятия артикуляционной гимнастикой помогут научиться произносить трудные звуки не только детям, но и взрослым с нарушенным произношением.
Дефектолог - логопед
Смирнова Юлия Владимировна
Комментарии