Речевое развитие в седьмой год жизни

Речь ребенка к семи годам развивается до такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту.

Словарный запас

Рассказывая о чем-либо, ребенок 6 лет стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая или грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь зимняя или летняя). Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребенок начинает чаще употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось).

У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы (близкие по смыслу слова), которые наиболее точно отражают качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый как снег), все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Плавность и точность речи при свободном высказывании являются одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.

Пользование речью

На седьмом году речь ребенка становится все более точной и в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказе и описании предметов в его речи отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать сюжет небольшого художественного произведения, просмотренного фильма. Он может сам придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, передачи определенной последовательности тех или иных действий.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.

В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных).

Большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи оказывают уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка.

Произношение

Артикуляционная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно выговаривает все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова, что имеет исключительно большое значение в дальнейшем для усвоения грамоты в школе.

Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет большой словарный запас. Демонстрирует в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью (способен рассказать о пережитых событиях, изложить содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности). Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

Отдельно заметим, что развитие речи — процесс очень индивидуальный для каждого ребенка. Не стоит паниковать, если ваш малыш не демонстрирует те или иные показатели нормы. Однако обратить внимание на этапы развития речевой активности и на очередность этих стадий следует обязательно. Занимайтесь, больше разговаривайте с ребенком — и результат не заставит себя ждать.

Ключевые слова:Развитие речи, Развитие мышления, Развитие памяти, Развитие воображения, Развитие артикуляции, Первые слова, Занятия с малышом
Копирование материала разрешается только с указанием источника:
Дар детям - практический ресурс о здоровье и развитии детей mywebs.su

Комментарии

Нет комментариев
добавить комментарий:
 

Введите цифры, которые видите на рисунке


Рекомендуем почитать

"Игра в домик" для детей с 3 лет

Эта игра подходит детям от 3 лет. Она способствует социальному развитию ребенка, мягкому усвоению норм и правил поведения.

Артикуляционная гимнастика для губ и языка

Для развития у ребенка артикуляционного аппарата и подготовки его к правильной постановке звуков с ребенком необходимо ежедневно выполнять комплекс гимнастики для губ и языка.

11
85
Детская площадка. Изучение правил поведения в обществе вместе с мамой.

Рано или поздно в жизни практически каждого малыша наступает момент, когда мама отправляется с ним гулять на детскую площадку. Там они встречают других детей и их мам, пап, бабушек. Пока ребенок только присматривается к другим детям или играет один, обычно вопросов не возникает.

x
Яндекс.Метрика