Речевое развитие в пятый год жизни

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих: ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли.

В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные — голубой, темный, оранжевый), притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются обобщающие существительные: посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты.

Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все еще редко. В речи малыша впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами, он усваивает и правильно согласовывает прилагательные с существительными в косвенных падежах.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие все еще не могут самостоятельно, без помощи взрослых связно, последовательно и точно изложить текст прочитанной сказки, рассказа.

В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия. Такое стремление закономерно: оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух. Со стороны взрослых его требуется всячески поощрять.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Благодаря достаточно развитому речевому слуху ребенок может различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи (конечно, если это дается в сравнении), улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы. Таким образом, возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются, что позволяет им выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому, более точно высказывать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.

К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие и звук р. У ряда детей отмечается искаженное произнесение звуков с, з и р. Такие дети нуждаются в специальной помощи, которую в тяжелых случаях оказывает логопед.

Отдельно заметим, что развитие речи — процесс очень индивидуальный для каждого ребенка. Не стоит паниковать, если ваш малыш не демонстрирует те или иные показатели нормы. Однако обратить внимание на этапы развития речевой активности и на очередность этих стадий следует обязательно. Занимайтесь, больше разговаривайте с ребенком — и результат не заставит себя ждать.

Ключевые слова:Развитие речи, Развитие мышления, Развитие памяти, Развитие воображения, Развитие артикуляции, Первые слова, Игры с малышом
Копирование материала разрешается только с указанием источника:
Дар детям - практический ресурс о здоровье и развитии детей mywebs.su

Комментарии

Нет комментариев
добавить комментарий:
 

Введите цифры, которые видите на рисунке


Рекомендуем почитать

Ребенок закатывает истерики. Как себя вести?

В жизни каждого ребенка наступает этап, когда он начинает проверять родителей на прочность и пытается перейти границы дозволенного. Если что-то ему не нравится, он закатывает истерики. В этой ситуации родителям нужно придерживаться некоторых правил.

"Игра в домик" для детей с 3 лет

Эта игра подходит детям от 3 лет. Она способствует социальному развитию ребенка, мягкому усвоению норм и правил поведения.

Ребенок бьет маму. Что делать?


Иногда ребенок, порой совсем маленький и еще не умеющий ходить, бьет взрослого. Чаще всего такие удары приходятся по лицу в тот момент, когда взрослый держит кроху на руках. Младенец воспринимает это как веселую игру.

Задержка речевого развития. Что это значит?

Задержка речевого развития (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Это значит, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено.

x
Яндекс.Метрика