Нейропсихология – что это? Кому она нужна?
Разобраться в этих и других наиболее популярных вопросах нам поможет клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии Уральского федерального университета, руководитель студии детской нейропсихологии «Нейрончик» - Порошина Елена Александровна.
- Елена, Александровна, познакомьте нас, пожалуйста, с определением нейропсихологии, расскажите о компетенции нейропсихолога.
- Нейропсихология - это уникальная, интересная сфера психологической науки, занимающаяся изучением формирования психических процессов в их взаимосвязи с работой мозга.
В задачи детского нейропсихолога входит выявление первопричин тех или иных отклонений в развитии ребенка, причем отклонения эти могут быть как в минус, так и в плюс (не только нарушения, но и одаренность).
- Деткам с какими проблемами необходима консультации нейропсихолога?
- Импульсивным, неусидчивым, гиперактивным, имеющим проблемы в обучении, например, в освоении отдельных предметов, быстро устающим и часто болеющим.
В принципе, если нейропсихолог является клиническим психологом, то в его компетенции помочь в построении коррекционных программ для детей с аутизмом, эпилепсией и разными видами задержек психического и речевого развития.
- Что должно насторожить и сподвигнуть родителей на то, чтобы вместе с ребенком отправиться к специалисту – нейропсихологу? В каком возрасте это следует сделать?
- По классическим представлениям, нейропсихолог работает с детьми начиная с 4,5-5 лет, когда созрели практически все основные мозговые механизмы, обеспечивающие развитие произвольных психических функций. Как правило, родители сами видят, что у ребенка, что-то развивается не так, как должно быть. Например, если у ребенка есть трудности запоминания стихов, или он вообще не любит слушать, когда ему читают книги, но зато слишком подвижен и невнимателен - это повод обратиться к специалисту. Если в 6 лет у ребенка, даже при работе с логопедом есть нарушения в звукопроизношении. Если в 7 лет ребенок не может освоить процесс чтения, если в принципе ребенок избегает таких видов деятельности, как рисование, лепка, вырезание из бумаги - это тоже повод обратиться к нейропсихологу. Так как именно эти виды деятельности важны для последующего формирования красивого почерка и грамотного письма, а избегает их ребенок не из-за лени, как иногда думают родители, а потому, что у него есть слабости в работе зон мозга, отвечающих за реализацию данных видов деятельности. А если говорить шире, то чем раньше родитель обратится к знающему специалисту, тем быстрее и продуктивнее пойдет процесс коррекции или, в некоторых случаях, компенсации.
Если говорить о моем опыте работы, то я занимаюсь с детками с 2 лет. Безусловно, это нельзя назвать чисто нейропсихологической работой, но зная закономерности развития нервной системы в детском возрасте и закономерности психического развития, очень успешно составляются и применяются программы ранней помощи детям с проблемами в развитии, например, с речевыми нарушениями, органическими поражениями центральной нервной системы.
- Специалист на первой же консультации может поставить диагноз и выявить причины нарушений? Или необходима диагностика?
Нейропсихолог - не врач, он диагноз не ставит, а пишет заключение, всегда, для того, чтобы понять причины нарушений в работе психических процессов необходима диагностика, это может быть и единоразовый прием, но для более точного выявления необходимо минимум 2 встречи.
- Что такое нейропсихологическая диагностика? Кто и как ее проводит?
- Проводит нейропсихологическую диагностику клинический психолог и хорошо, если он еще дополнительно имеет подготовку в области детской нейропсихологии, также имеет право провести нейропсихологическую диагностику логопед, дефектолог или педагог-психолог с дополнительной подготовкой по детской нейропсихологии.
Процедура нейропсихологической диагностики включает в себя ряд проб, исследующих особенности двигательной сферы, внимания, восприятия, работоспособности, памяти, речи, мышления, в школьном возрасте еще письма, чтения и счета. По окончании процедуры, нейропсихолог квалифицирует выявленные симптомы в синдромы и уточняет мозговые механизмы обеспечивающие их.
- Чтобы вы порекомендовали родителям, не решающимся на посещение нейропсихолога в силу каких-либо причин?
- Чем раньше родитель обратится за помощью, тем больше шансов на успешную коррекцию и компенсацию ослабленных звеньев мозговых систем ребенка. Наибольшей пластичностью мозг обладает до 9 лет, после этого наблюдается период закрепления жестких связей в работе мозговых систем и перестраивать нарушенные звенья становится сложнее.
Например, если в 4 года мы замечаем, что ребенок не любит слушать сказки, не повторяет стишки, в целом хуже воспринимает информацию на слух - это дает основание предположить ослабление височных отделов коры левого полушария. И если в 4-5 лет мы это можем исправить с помощью игровых методов, специально подобранных сенсомоторных упражнений на активизацию слухового восприятия и межполушарного взаимодействия, то эти же проблемы у ребенка в 9 лет приведут к тому, что у него будет страдать освоение письма. Такие дети с трудом пишут диктанты, не могут запомнить простейших текстов, с трудом решают задачи. Вторично это обуславливает проблемы поведенческого характера, когда каждый неуспех в учебе порождает нежелание учиться и негативизм. Чтобы избежать такого рода наслоений, необходимо раннее обращение к нейропсихологу, возможно даже в профилактических целях, например, перед поступлением в школу.