Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

0

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития - ЗПР. Звучит угрожающе, но не безнадежно. Именно это и должна понимать мама, если вдруг педиатр отправляет ее на консультацию к неврологу, чтобы подтвердить или опровергнуть свое предположение.

Задержка психического развития - это нарушение темпов психического  развития и эмоционального восприятия окружающего мира.

Маму должно насторожить:

- если малыш начал отставать в развитии двигательных навыков: позже начал держать головку, переворачиваться, садиться, ползать, ходить  (или пропустил какой-то этап, например, не сидел, а сразу пополз или не ползал, а сразу пошел); задерживается формирование ориентировочных реакций (зрительно-слуховых и зрительно-тактильных);

- малышу больше года, а он постоянно капризничает, плохо спит, выдает неадекватные эмоциональные реакции, проявляет поверхностный интерес к игрушкам, движения руки и общие движения крайне неловки, задерживается его  речевое развитие;

Ну, а уж если к 3 годам малыш плохо говорит (или не говорит вообще),  крайне неусидчив, его игровая деятельность на уровне манипуляций, он невнимателен и плохо воспринимает информацию об окружающем мире, быстро все  забывает и его эмоциональный мир крайне беден, не сформированы предпосылки к конструктивной и изобразительной деятельности и навыки самообслуживания в еде и при одевании - необходимо проявить инициативу и посетить врача невролога,  логопеда, дефектолога или нейропсихолога.

Но если у вас все было относительно  благополучно, как вам казалось, а  в 4-6 лет ваш ребенок меньше, чем его сверстники задает вопросов, не проявляет самостоятельности в процессе поиска решения,  не производит при этом разнообразные мыслительные операции (не обобщает,  не анализирует, не сравнивает, не группирует и т.д.), не замечает своих ошибок и ошибок у сверстников, без помощи взрослого не может их исправить - надо обязательно посетить специалистов. Если этого не сделать, то ребенок, достигнув школьного возраста, может остаться в кругу дошкольных интересов. Познавательная, учебная мотивация по щелчку  (31 августа,  перед Днем знаний) сама по себе не появится, словесно-логическое и абстрактное мышление тоже! А значит, в учебной деятельности ребенок будет неуспешным.

Важно понять, что выявление степени отставания дает возможность уже  в раннем возрасте своевременно диагностировать пограничные состояния и патологию. Незначительные нарушения, если ими пренебрегать, быстро усугубятся и перейдут в более выраженные и стойкие отклонения, которые труднее будут поддаваться коррекции и компенсации.

Виды задержки психического развития

Существуют несколько классификаций видов задержек психического развития детей. Они отличаются не только симптомами и причинами,  но и методами коррекции и лечения. Классификация ЗПР К.С. Лебединской выделяет 4 основных варианта. Классификация  Ю.Г. Демьянова рассматривает понятие ЗПР более широко и включает все виды нарушений психического развития (кроме вариантов умственной отсталости), при которых имеются отклонения в психическом развитии и снижении интеллекта.

1) ЗПР с цереброастеническим синдромом

Этиология этой формы ЗПР связана с негрубыми нарушениями течения беременности и родов, истощающими соматическими заболеваниями и черепно-мозговыми травмами в первые годы жизни. Цереброастенический синдром проявляется в быстрой истощаемости произвольного внимания, утомляемости, неспособности к длительному психическому напряжению.

У ребенка с этой формой ЗПР отмечается сужение объема зрительной и слуховой памяти, недостаточная скорость запоминания информации, слабость речеслуховой и зрительной памяти. Такой ребенок  с трудом запоминает последовательность  движений,  с трудом воспроизводит серии графических изображений, ритмических рисунков. Ему трудно дается запоминание времен года, дней недели, месяцев, стихотворений. Нарушения познавательной деятельности проявляются и в особенностях восприятия, мышления.

В дошкольном возрасте у ребенка  отмечается отставание в развитии связной речи. С первых этапов школьного обучения обнаруживаются трудности в овладении чтением, письмом, счетом (дислексии, дисграфии, дискалькулии).

В учебной деятельности особенно резко проявляются черты цереброастенического синдрома. У ребенка отмечается быстрая утомляемость и отвлекаемость. Вследствие быстрой
утомляемости он становится пассивным, вялым, рассеянным либо раздражительным, капризным.

2) Психофизический инфантилизм

Эта форма ЗПР проявляется в трех вариантах.

а) Гармонический психофизический инфантилизм.

Этиология этого варианта психофизического инфантилизма связана с наследственными факторами и истощающими заболеваниями в раннем периоде.

В дошкольном возрасте, как правило, отставание в психическом развитии такого ребенка  не заметно окружающим, так как проявляется в легкой форме. Ребенок  общительный, эмоциональный, доброжелательный и приветливый.
Не возникает  и проблем в отношениях со взрослыми и детьми.

Надо обратить внимание на особенности телосложения, пропорций тела, моторики – все будет как у ребенка более младшего возраста.  Эмоционально-волевая сфера характеризуется незрелостью.

В школьном возрасте такой ребенок остается в кругу дошкольных игр.

Вместе с этим, у ребенка  с психофизическим инфантилизмом не обнаруживается существенных нарушений познавательной деятельности (гнозиса, мышления, внимания, памяти). Прогноз психического развития благоприятный.

б) Дисгармонический психический инфантилизм.

Причинами этой формы инфантилизма являются негрубые повреждения головного мозга на ранних стадиях развития.

Такой ребенок  оказывается неспособным к длительному интеллектуальному напряжению из-за ограниченного объема кратковременной памяти, медлительности мыслительных операций.  На фоне переутомления может обнаружиться невозможность концентрации внимания, повышенная переключаемость внимания, патологическая инертность. Эмоционально-волевая сфера характеризуется эмоциональной неустойчивостью.

Обращают на себя внимание и особенности поведения: склонность к конфликтам, драчливости, агрессивности. Во многих случаях можно наблюдать  эгоистичность, отсутствие самокритичности. Такой ребенок не имеет друзей.

Прогноз психического развития такого ребенка  менее благоприятный, чем при гармоническом психофизическом инфантилизме.

в) Психофизический инфантилизм при эндокринной недостаточности.

Темп психического развития такого ребенка отстает от нормы. Телосложение характеризуется диспластичностью. В моторной сфере выявляется неловкость, неуклюжесть движений, нарушение координации, синхронности и последовательности движений.  У ребенка отмечается повышенная внушаемость, пассивность, робость, застенчивость, наивность в суждениях. 

Наряду с этим, проявляется ворчливость, резонерство, хвастливость.

Психическая деятельность такого ребенка характеризуется пассивностью, недостаточной гибкостью, замедленным темпом, быстрой истощаемостью.

3) ЗПР с невропатоподобным синдромом

Этиология этой формы ЗПР связана с легкой органической  недостаточностью мозга, которая  возникает в результате воздействия патологических факторов на раннем этапе онтогенеза.

Раннее психомоторное развитие этих детей проходят в пределах нормы. Однако наблюдается ряд особенностей их поведения: крикливость, излишняя возбудимость, подвижность, склонность к капризам. У многих детей наблюдаются соматовегетативные нарушения: срыгивание, рвота,
нарушение чередования сна и бодрствования, беспокойный сон, ночные страхи, недержание мочи и др.

Эмоционально-волевая сфера этих детей характеризуется неустойчивостью эмоций, повышенной истощаемостью, впечатлительностью, обидчивостью, плаксивостью, склонностью к невротическим реакциям. Излишняя отвлекаемость, суетливость, быстрая истощаемость произвольного внимания приводят к трудностям усвоения знаний, к конфликтам с учителями, которые могут провоцировать эффектные реакции в виде крика, плача. 

Школьная неуспеваемость усиливает невротические реакции детей, вызывает страхи, нежелание посещать школу. Познавательная деятельность характеризуется недоразвитием ряда психических функций. Особенности психического развития приводят в школьном возрасте к возникновению дисграфии и дискалькулии.

Прогноз психического развития этих детей благоприятен при условии своевременной и целенаправленной психолого-педагогической помощи.

4) ЗПР с психопатоподобными симптомами

При раннем поражении структур головного мозга нарушения психического развития могут комбинироваться и с искаженным формированием личности. Наиболее характерными вариантами этой формы ЗПР являются следующие:

ЗПР с синдромом гиперактивности. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы такого ребенка проявляются в гиперактивности: движения непоследовательны, хаотичны. В конфликтной ситуации ребенок проявляет упрямство,  агрессию, но без жестокости. В познавательной сфере у него проявляются нарушения концентрации внимания, при осуществлении интеллектуальных операций. При этом относительно сохранными являются процессы памяти и мышления.

ЗПР с синдромом гипоактивности. С раннего детства у такого ребенка отмечается замедленный темп моторного  и психического развития. Из-за того что движения и действия замедлены, ребенок не сразу включается в различные виды деятельности, не  сразу реагирует на действия других детей в процессе игры. Соответственно у ребенка отмечается замедленность восприятия и понимания речи. Многие психические процессы характеризуются пассивностью, инертностью. 

ЗПР с аутистическим синдромом. Нарушения психомоторного развития наблюдаются у этих детей с раннего возраста. Развитие моторики часто отстает от нормы. У детей отмечается неловкость движений, наличие двигательных стереотипов. В речи этих детей отмечаются нарушения звукопроизношения, просодических компонентов речи, обилие речевых штампов.

Эти дети ведут себя так, как будто они одни, не стремятся к общению и игре с другими детьми, иногда предпочитают избирательно контактировать с некоторыми взрослыми людьми. Круг их интересов избирателен и ограничен. Чрезвычайно трудно вовлечь этих детей в деятельность, которая им не нравится.

Учебная деятельность их не интересует и вызывает большие трудности.

При этой форме ЗПР отмечается диспропорция в развитии различных видов мышления. При относительной сохранности вербального мышления имеет место задержка в развитии невербального интеллекта (наглядно-образного, в частности, конструктивного мышления).

В связи с имеющимися особенностями психической деятельности, у детей  в школьном обучении обнаруживаются нарушения чтения, письма и счета.

5) ЗПР при детских церебральных параличах

При ДЦП, кроме грубой неврологической симптоматики, нарушений моторики, у детей обнаруживаются и нарушения восприятия, внимания, памяти, мышления.

Двигательная недостаточность обусловливает и нарушения тактильной и кинестетической чувствительности, расстройство зрительно-пространственных функций. В связи с этим, частыми симптомами при ДЦП являются нарушения гнозиса, праксиса, агнозоапраксии, астереогноз.

У детей с ДЦП наблюдаются и проявления цереброастенического синдрома.

Нарушения познавательной деятельности во многом определяются формой ДЦП. Так, при спастической и гемипаретической формах ДЦП у 1/3 детей отмечается умственная отсталость, а у остальных детей выявляется ЗПР различной степени выраженности с преобладанием нарушений наглядно-образного мышления.

Эмоционально-волевая сфера этих детей характеризуется излишней впечатлительностью,
переживанием своего дефекта.

При гиперкинетической форме ДЦП преобладают нарушения вербально-логического мышления при относительной сохранности наглядно-действенного мышления. При этом, однако, темп мыслительных операций, как правило, замедлен.

В поведении этих детей наблюдается недостаточная критичность по отношению к себе, бестактность, назойливость, эксцентричность.

У детей с ДЦП частыми являются неврозоподобные симптомы, депрессии, страхи. 

6) ЗПР при общем недоразвитии речи

Нарушения речевого развития у этих детей часто сочетаются с особенностями мыслительной деятельности. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление развиваются без особых отклонений. В то же время формирование вербально-логического мышления характеризуется задержкой в развитии. Эти особенности мышления в сочетании с тяжелыми нарушениями речевого развития приводят к большим трудностям школьного обучения, к возникновению дислексии, дисграфии, дискалькулии.

7) ЗПР при тяжелых дефектах слуха

Дефекты слуха приводят, прежде всего, к нарушению речевого развития. В связи с этим, у глухих детей страдает вербально-логическое мышление, в то время как наглядно-действенное и наглядно-образное мышление развиваются без отклонений. Нарушения речевого развития приводят к трудностям формирования понятий, процессов обобщения, абстракции.

В том случае, когда глухота вызвана органическим поражением мозга, могут наблюдаться признаки цереброастенического синдрома.

8) ЗПР при тяжелых дефектах зрения

Тяжелые дефекты зрения приводят к отставанию в формировании моторной сферы, отрицательно влияют на развитие пространственных функций, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Вследствие слепоты нарушается участие ребенка в различных видах деятельности: предметно-манипулятивной, игровой, что также задерживает психическое развитие.

У детей с тяжелыми дефектами зрения часто отмечаются характерные особенности эмоционально-волевой сферы: замкнутость, чувство неполноценности, капризность, эгоистичность, тревожная мнительность, склонность к самоанализу. В качестве компенсаторных реакций формируется склонность к соблюдению порядка, доходящая до педантизма.

Довольно часто у этих детей наблюдаются невротические реакции и в целом патологическое формирование личности.

9) ЗПР при тяжелых соматических заболеваниях

Из-за длительных соматических заболеваний у детей возникает астенический синдром, который проявляется в быстрой утомляемости при физической и психической нагрузке.

Гиперопека к больному ребенку в семье и медицинском учреждении приводит к формированию таких черт личности, как инфантильность, отсутствие самостоятельности, повышенная внушаемость, эгоистичность.

Характерной чертой при этой форме ЗПР является повышенная истощаемость произвольного внимания, памяти и мышления, недостаточная скорость запоминания и обработки информации. У многих детей наблюдается эмоциональная неустойчивость, обидчивость, сензитивность, склонность к капризам. В ряде случаев имеют место невротические реакции.

10) ЗПР при тяжелой семейно-бытовой запущенности

Одной из причин ЗПР может служить эмоциональная и сенсорная депривация ребенка, которая наблюдается при тяжелой семейно-бытовой запущенности.

Психическая депривация может привести к снижению познавательной активности ребенка, к отставанию психического развития, к изменению эмоционально-волевой сферы.

Объем представлений об окружающем мире у таких детей ограничен, а знания бессистемны, поверхностны, неточны. Отсутствие контроля за выполнением обязанностей приводит к слабости волевых усилий, к не умению планировать свою деятельность для достижения цели.
Такие дети по уровню имеющихся у них знаний и представлений, по особенностям поведения оказываются неподготовленными к школьному обучению.

Уже в 1 классе у детей отмечаются страхи школьного обучения, школьная дезадаптация. Особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы сопровождаются трудностями в овладении школьными навыками, чтением, письмом и счетом. 

В целом, при задержках психического развития чаще всего имеет место сочетание различных симптомов: замедление темпа развития одних психических функций, стойкое недоразвитие других и нарушение структуры третьих психических функций.

Поэтому очень важно помнить о закономерностях психического развития ребенка. Если  вы видите, что ваш малыш отличается от других детей, ваша обязанность понять причину. Адресная и своевременная диагностика по запросу мамы позволит начать как можно раньше, а  коррекционно-развивающие занятия с малышом, заложат основу для успешной и гармоничной социализации ребенка в обществе.


Автор:
Дерябкина Юлия Анатольевна
Дефектолог-логопед,музыкальный преподаватель
Яндекс.Метрика