Подкова - на счастье, лошадка - на здоровье.
Многие родители с первых дней жизни своего малыша задаются вопросом: «Чем заниматься и с какого возраста можно ходить на занятия?».
В пони-клуб можно приезжать даже с малышом до года: гулять и общаться. В 2-3 года можно уже пробовать садиться верхом и гладить лошадок. С трёх лет начнутся более серьёзные посещения, которые могут продолжаться в клубе до 12 лет. К этому времени подросшие дети уже приобщатся к «взрослым» лошадям. Особо одарённые, трудолюбивые и увлечённые станут профессионалами и опытными всадниками, а остальные оставят верховую езду как хобби, и будут счастливы этим всю жизнь.
Но мы поговорим о лечении лошадью под руководством квалифицированного специалиста.
Райттерапия – от немецкого слова REITEN, что значит «ездить верхом».
Иппотерапия – от французского слова HIPPO, то есть «лошадь».
Берейтор – от немецкого слова BEREITER , что значит специалист по обучению лошадей и учитель, обучающий верховой езде.
Райттерапия (иппотерапия) – это реабилитация и психотерапевтическое лечение, осуществляемые посредством верховой езды.
Два основных условия воздействия иппотерапии:
- езда на лошади очень непростое, требующее активизации физических сил и психических усилий занятии,
- эмоциональная связь с животным.
Занятия проводятся курсами по 1,5-2 месяца.
Лечебный эффект, который проявляется при регулярных занятиях, связан с несколькими факторами, которые комплексно воздействуют на детский организм.
Температура тела лошади примерно на 1,5-2 градуса выше, чем у ребёнка. Следовательно, те части тела, которые соприкасаются с её спиной, прогреваются, что способствует снятию болей, расслаблению и усилению кровотока в мышцах ног и таза.
При движении шагом, этот способ поступательного движения лошади используют для принятых в иппотерапии упражнений, мышцы спины животного осуществляют микромассаж кожи наездника. Именно поэтому занятия проводятся без седла.
Когда лошадь идёт, то механические импульсы от её движений передаются сидящему на ней человеку. Импульсы эти разнонаправлены, что заставляет напрягаться различные группы мышц для удержания равновесия. Происходит это автоматически, тело само реагирует на получаемые им сигналы. Поэтому иппотерапия для детей с ДЦП, аутизмом или другими нарушениями связи между мозгом и телом даёт очень хорошие результаты. Организм «вспоминает» как необходимо действовать, чтобы удержать равновесие.
И ещё один очень важный фактор. Общение ребенка с большим, сильным и обязательно, дружелюбным животным, уход за ним способствуют формированию нормальных психических реакций и навыков коммуникации с другими людьми. Вот почему лошадь для иппотерапии помимо физической выносливости, должна обладать определённым характером. Она должна не проявлять агрессии, спокойно реагировать на громкие звуки и резкие движения, идеально слушаться инструктора.
Иппотерапия применяется для реабилитации при многих нарушениях в работе организма. При заболеваниях опорно-двигательной системы, таких как: остеохондроз, сколиоз, артрит, травмы спинного мозга.
Для восстановления функций мышц и суставов после травм, операций, перенесенных заболеваний.
Эффективна иппотерапия при болезнях сердца, сосудов, заболеваниях органов малого таза и многих других.
Но всё же, чаще и эффективнее всего лечебная верховая езда показана при неврологических и психических заболеваниях.
Особое место иппотерапия занимает в реабилитации детей с ограниченными возможностями. В случаях слепоты, глухоты или нарушений в других органах занятия в центре иппотерапии служат не столько укреплению мышц и развитию равновесия, сколько социальной адаптации. Они дадут навыки общения и взаимодействия с окружающим миром.
«Чтобы научить чему-нибудь лошадь, нужно быть опытным всадником. От ребёнка это не требуется. Наоборот, лошадь может научить ребёнка, точнее, помочь ему научиться», – так написала мама ребёнка, занимающегося иппотерапией, на тематическом форуме.