Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Детские обиды

Совсем маленькие дети обижаются несколько иначе, чем дети от 5 лет и старше. Чувствительные малыши могут расплакаться, услышав слишком громкое и строгое «нельзя». Например, когда мама сама испугалась и хотела предотвратить несчастный случай. Или же малыш постарше очень хотел выпросить у мамы сладость или игрушку, а мама не дала, и вот он плачет, отворачивается от мамы, сердится.

Такие обиды дети быстро забывают. Достаточно взять на ручки испуганного малыша, приласкать и успокоить. А более старшему сладкоежке можно сказать, что вы понимаете, что очень хочется и он расстроен тем, что сейчас нельзя, но конфета будет в его распоряжении, когда будет съеден обед. (Подробнее о методах совладания с такими обидами читайте в статье «Ребенок закатывает истерики. Как себя вести?»

Начиная с возраста 5 лет детские обиды уже больше похожи на то, что переживают взрослые люди. В этом возрасте для ребенка становятся очень важной частью жизни детские коллективы: группа детского сада, ребята из спортивной секции, из кружка по ИЗО и т.п. Ребенку очень важно быть признанным, принятым в игру, в общение до и после занятий. Признание и принятие педагогом тоже очень много значат для ребенка и напрямую влияют на отношение к нему сверстников. Поэтому все обиды, недовольства и недоразумения нужно обязательно разбирать с ребенком. Иногда можно помочь сразу, если вы находитесь неподалеку: включиться в разговор детей, доброжелательно направить в позитивное русло.

Но чаще всего беседы о сложных для ребенка моментах происходят уже после событий. Не скупитесь на такие обсуждения, надеясь, что дети разберутся сами и это все у них не серьезно. В детстве тренируются и оттачиваются модели взаимодействия с окружающими, которые потом переносятся во взрослую жизнь. Важно поддерживать и обучать ребенка конструктивным способам общения.

Очень хорошим методом обучения является ролевая игра. Можно взять любые игрушки и предложить: «Давай поиграем в детский сад. Это будет воспитательница. А это будет … (подставьте нужного персонажа)» Можно предоставить выбор игрушек ребенку. Поддержите сюжет, который начнет разворачивать ребенок. Потом предложите конфликтный сюжет, если ребенок не делает этого сам. Обсудите, что происходит с каждым из персонажей игры: кто обиделся, кто разозлился, кто обрадовался. Пусть ребенок попробует придумать несколько выходов из проблемной ситуации. Предложите и свой тоже. Спросите ребенка, как будет лучше для всех участников. Закончите игру выходом из конфликта, картиной дружной игры персонажей. Чем старше будет становиться ребенок, тем меньше нужно будет непосредственной игры, и многие вещи можно будет обсуждать уже напрямую. 


Автор:
Горбачева Юлия Евгеньевна
Психолог
Яндекс.Метрика