
Что такое вальфдорская система? Кто, а главное, зачем ее придумал и для кого?
Вальфдорская система – это одна из самых противоречивых воспитательных методик. Создал ее австрийский философ и ученый Рудольф Штайнер. Как видите, ничего общего в фамилии ученого и названии методики нети, как это ни странно. Свое название она получила от названия предприятия, где впервые была опробована – табачная фабрика «Вальдорф Астория» (г. Штутгарт, Германия, 1919 год).
Одна из отличительных особенностей данной методики заключается в толерантности (терпимости). Что это значит? Это значит, что в вальфдорской школе не допускалось деления на социальные слои, принадлежности к вероисповеданию и умственным способностям, то есть все, без исключения, дети были равны.
Данная методика предполагает чуткость и внимательность к детским потребностям. Так, например, сам основатель, Штайнер, считал, что в первые месяцы жизни малышу необходим покой и защищенность, а не обилие впечатлений. В качестве «оболочки» - надежного «защитного домика» вальдорфская педагогика рекомендует люльку, накрытую с одной стороны прозрачной розовой тканью или тюлем. Подвешенная в воздухе качающаяся люлька символизирует плавный переход из материнской утробы в физический мир.
Дать ребенку то, что ему необходимо именно сейчас, в настоящий момент, а не в будущем - основной принцип, которым руководствуется вальдорфская педагогика.
«Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам – это и есть нормальное состояние ребенка», – говорил Рудольф Штайнер.
Согласно такому представлению, методика строится на подражании. Вот почему в системе Штайнера в детском мире особое место занимает взрослый (это может быть не только родитель, но и воспитатель, учитель). Он является для ребенка безоговорочным авторитетом и абсолютным примером. Много времени в данной методике воспитания уделяется творческим занятиям: рисованию, лепке, аппликации (а в старших группах – даже валянию и вязанию), игре в кукольный театр, разучиванию песенок и стишков.
Полноценное четырехразовое питание и дневной сон - обязательны!
Интересно, но всего того, чего мы ожидаем от старших групп детского сада – подготовка к школе (обучение чтению, письму и др.) – этой методике не присуще. А все потому, что сторонники методики не торопят детей становиться взрослыми. Они считают, что главное свойство интеллекта – это способность к творчеству.
Игрушки. Как же без них?
Игрушки «вальдорфских» детей просты, к тому же их очень часто мастерят сами педагоги из природных материалов материалы (необработанное дерево, шерсть, бумага, натуральные ткани, солома). Отличительные черты таких игрушек экологичность и ручная работа. Категорически не приемлет методика пластмассовых, механических и электронных игрушек. Удивительно, но у некоторых «вальфдорских» кукол даже нет прорисованного лица. Так, считают сторонники методики, ребенок вправе сам выбрать смеется его персонаж или плачет.
Ну, вот, пожалуй, и все основные принципы вальфдорской методики, которая касается деток детсадовского возраста. Однако заканчивая детский сад и поступая в школу, детки, как правило, продолжают обучаться по той же методике, так и с вальфдорской школой.
Вальфдорская методика всегда была и остается причиной непрерывных споров и разногласий, предметом восторженных отзывов тысяч родителей, педагогов и детей, а также основой для огромного количества детских садов и школ во всем мире.
Список вальдорфских школ и вальдорфских детских садов, которые работают в России, вы можете найти на сайте www.ruswaldorf.ru