Каждого ребенка окружает огромный мир предметов, явлений, с которыми он постоянно вступает в контакт: узнает, называет, сравнивает, действует. Ребенок не рождается с тем опытом, который есть у нас, у взрослых. Поэтому задача всех родителей - помочь ориентироваться дошкольнику в окружающем мире.
Взрослые не задумываются, когда пользуются разными предметами, рассуждают о классификации, опираясь на понятия «мебель», «посуда» и пр. А вашему малышу только предстоит в этом разобраться. И вот тут могут прийти на помощь картинки-знаки, картинки-символы.
Многие взрослые в повседневной жизни пользуются символами, например, дорожные знаки. В них содержится достаточно много полезной и конкретной информации. Представьте, если бы вся эта информация была записана буквами? Разве это было бы удобно? Конечно же - нет!
Так и для детей. Чтобы малыши постигали закономерности, связи и отношения, чтобы складывался правильный образ мира можно и удобно использовать графические значки-символы.
Вот такой маленький секрет развития способностей ребенка заключается в процессе создания знаков-картинок.
Воспользуйтесь некоторыми советами, как организовать свой семейный досуг, при котором малыш овладеет знаками и символами:
- На улице обращайте внимание малыша на знаки, которые соответствуют разным объектам (аптека, кафе, магазин), и дома попробуйте их нарисовать.
- Наверняка дома найдутся дорожные карты. Рассматривайте их вместе с ребенком, «читайте» их. Задавайте проблемные вопросы: «Как ты думаешь, что может обозначать этот знак? Почему такой знак придумали люди?»
- Если в вашем городе есть метро, то перед поездкой обращайте внимание ребенка на схемы линий. Почему они разного цвета?
- По дороге домой из детского сада или возвращаясь из гостей, играйте в игру «Кто больше увидел на улице знаков?»
- Придумывайте с ребенком свои знаки-картинки, которые можно использовать в игре, опираясь на тех сказочных или мультипликационных героев, которые близки вашему малышу.
- В 5 лет малыш отлично осваивает настольные игры типа «бродилок»- не ограничивайте свою фантазию и фантазию вашего ребенка - создавайте такие игры сами. При этом придумывайте свои правила и свои знаки. Именно такое творчество разнообразит или упростит игру. Главное, чтобы содержание было понятным и знакомым ребенку.
- Играйте в игру «Найди задуманный предмет»: предложите ребенку придумать картинку-знак к одному из предметов, который находится в комнате. Если малышу трудно, придумайте вместе, а потом зашифрованный предмет можно показать кому-нибудь из членов семьи и попросить отгадать, о чем шла речь….
Конечно, все должно проходить эмоционально ярко и в игровой форме. Ни в коем случае нельзя высказываться по поводу техники исполнения рисунков-схем ребенка: к результату творческой деятельности своего малыша надо относиться всегда бережно.
Помните, что используя придуманные вами графические символы в повседневной жизни и познавательных играх, вы окажете неоценимую помощь своему ребенку не только в дальнейшем школьном обучении, но и в различных ситуациях.