Одной из важных, базовых способностей, характеризующих готовность ребенка к школе, является сформированная устная речь.
Речевое развитие ребенка, поступающего в школу, должно достигнуть определенного уровня. Но родители дошкольников не всегда уделяют этому вопросу должное внимание, а если и видят трудности, то, занимаясь развитием речи, делают это неправильно. Например, мама много читает ребенку, учит, объясняет, разучивает стихотворения, а ребенок самостоятельно не может описать простую картинку, последовательно рассказать о своих впечатлениях, о походе в зоопарк и пр. В чем тут дело? Скорее всего, мама все делала за ребенка: рассказывала, объясняла, говорила…
Итак, для того, чтобы ваш ребенок мог связно выражать свои мысли, представления и эмоции необходимы некоторые условия:
1)У ребенка всегда должен быть стимул для разговора. Новый гаджет или вкусняшка таковым не являются. Это должно быть яркое впечатление: поездка в гости, за город, посещение цирка, театрализованного представления и пр. Чем больше разнообразных впечатлений в жизни ребенка, тем больше поводов для разговоров.
2)У дошкольника должны быть сформированы представления об окружающем мире. Ребенка окружает многообразный мир предметов и важно, чтобы он знал названия этих предметов, их назначение, материал из которого они сделаны. Сегодня многие дети не различают разницы в словах диван и кресло, стул и табурет, кофта и свитер, ложка и половник, сковорода и кастрюля. Мама должна четко и обстоятельно обогащать эти представления, но делать это надо постепенно и систематически.
3) Учите ребенка образовывать новые слова от опорного слова. Ребенка следует учить подбирать «семейку» слов. Например, к слову «лес»- лесок, лесочек, лесник, лесовичок, лесной. А вот слово «лесенка» живет в этой семейке? Объясните малышу, почему нет. И т.д.
Кроме того, детская речь бедна прилагательными. Поэтому очень важно, знакомя ребенка с предметным миром, все ощупывать, взвешивать, мять, кидать и т.д. Только такое предметное исследование привнесет в речь прилагательные. И здесь важно начинать играть со словами: расширять словарь антонимов ( игра «Скажи наоборот»), синонимов (игра «Что умеет делать ручеек? Ручеек бежит, течет, струиться, льется, журчит…). Ищите антонимы и синонимы в стихах, сказках и поговорках. Важно, чтобы такие речевые игры проводились систематически: когда вы играете с малышом, по дороге в детский садик, в транспорте, в очереди в поликлинике и т.д.).
4)Для развития связной речи важна правильная речь взрослых, которые окружают вашего малыша. Ведь если ребенок слышит нечеткую, интонационно невыразительную, тихую или чересчур громкую речь - он будет говорить так же, в соответствии с образцом. И уж если ребенок допускает грамматические ошибки (красный юбка, пять мячов, меховый зайка т.д.) важно исправлять ребенка и предлагать повторить правильное употребление формы словосочетания , т.к. процессы словоизменения и словообразования формируются у ребенка к 7 годам. Важно многократно повторять в различных ситуациях ту или иную грамматическую форму, пока она не войдет в речь ребенка.
5) Конечно, ребенок должен правильно произносить звуки родного языка. Ведь ошибки звукопроизношения - это основа многих школьных трудностей при обучении чтению и письму. Если к 6 годам ваш ребенок не произносит звуки правильно, важно понимать, что нарушения звукопроизношения принимают характер стойкого дефекта, а значит, ребенок будет писать так, как он говорит. Поэтому уже в 4-5 лет обращайте внимание на звукопроизношение вашего ребенка, а то и значительно раньше.
Здесь важно сказать и о фонематических нарушениях. Большая часть детей не имеет представления о звуковом составе слова. Все дети слушают, но не слышат некоторые звуки или путают близкие по звучанию (п-б, с-з, т-д ) или не могут вычленить один звук. А ведь уже в 4 года можно тренировать ушки малыша, играя с гласными звуками : «ловить» заданный звук (хлопни в ладошки , когда услышишь звук «А» и т.д.), подбирать картинки на заданный звук (важно, чтобы он был в ударной позиции).
Детей старше надо учить выделять звук в начале, в конце и в середине слова, придумывать слова на заданный звук, ну и конечно игра «Города», только мы ее называем «Игра в слова»: доМ- МосТ- ТаракаН и т.д.
6) Надо знать некоторые приемы для развития связной речи и конечно учитывать возрастные и индивидуальные особенности своего малыша. Если вы читаете сказку, рассмотрите иллюстрации к сказке, побеседуйте о ее содержании, побуждайте малыша отвечать на ваши вопросы короткой фразой или полным предложением.
Фантазируйте с ребенком и придумывайте к хорошо знакомой сказке другую концовку (Что могло случиться с Колобком, если бы баба его пересолила или переперчила?).
Помогайте ребенку пересказывать сказку самостоятельно, с опорой на иллюстрации или схемы.
Обыгрывайте знакомые сказки средствами пальчикового театра, теневого театра или готовых театральных наборов би-ба-бо.
Более сложным этапом формирования связной речи является обучение описательному рассказу (См.видео «Ромашка»). Но, так как у вашего ребенка есть любимая игрушка, можно воспользоваться его стойким интересом к ней и побуждать ребенка к составлению рассказа описания. Конечно, не ждите, что ваш малыш с легкостью справиться с этим видом задания. Описательный рассказ - это сложная форма монологической речи, поэтому важно предложить ребенку образец в виде схемы, отражающей последовательность описания.
Ну и только после этого можно переходить к составлению небольших сюжетных рассказов по серии картинок.
Важно понимать, что залог успешного обучения в школе - это не только овладение чтением и счетом, это хорошо сформированная устная речь будущего первоклассника, как высшая форма речемыслительной деятельности. Именно она и определяет умственное развитие ребенка.