Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

Речевая готовность

Одной из важных, базовых способностей, характеризующих готовность ребенка к школе, является сформированная устная речь.

Речевое развитие ребенка, поступающего в школу, должно достигнуть определенного уровня. Но  родители дошкольников не всегда уделяют этому  вопросу должное внимание,  а если и видят трудности, то, занимаясь развитием речи, делают это неправильно. Например, мама много читает ребенку, учит, объясняет, разучивает стихотворения, а ребенок самостоятельно не может описать простую картинку, последовательно рассказать о своих впечатлениях,  о походе в зоопарк и пр. В чем тут дело? Скорее всего, мама все делала за ребенка: рассказывала, объясняла, говорила…

Итак, для того, чтобы ваш ребенок мог связно выражать свои мысли, представления и эмоции необходимы некоторые условия:

1)У ребенка всегда должен быть стимул для разговора. Новый  гаджет или вкусняшка таковым не являются. Это должно быть яркое впечатление: поездка в гости, за город, посещение цирка,  театрализованного представления и пр.  Чем больше разнообразных впечатлений  в жизни ребенка, тем больше поводов для разговоров.

2)У дошкольника должны быть сформированы представления об окружающем мире. Ребенка окружает многообразный мир предметов и важно, чтобы он знал названия этих предметов, их назначение, материал из которого они сделаны. Сегодня многие дети не различают разницы в словах   диван и кресло, стул и табурет, кофта и свитер, ложка и половник, сковорода и кастрюля. Мама должна четко и обстоятельно обогащать эти представления, но делать это надо постепенно и систематически.

3) Учите ребенка образовывать новые слова от опорного слова. Ребенка следует учить подбирать «семейку» слов.  Например, к слову «лес»- лесок, лесочек, лесник, лесовичок, лесной. А вот  слово «лесенка» живет в этой семейке?  Объясните малышу, почему нет. И т.д.

Кроме того, детская речь бедна прилагательными. Поэтому очень важно, знакомя ребенка с предметным миром, все ощупывать, взвешивать, мять, кидать и т.д. Только такое предметное исследование привнесет в речь прилагательные. И здесь важно начинать играть со словами: расширять словарь антонимов ( игра «Скажи наоборот»), синонимов (игра «Что умеет делать ручеек?  Ручеек бежит, течет, струиться, льется, журчит…). Ищите антонимы и синонимы в стихах, сказках и поговорках. Важно, чтобы такие речевые игры  проводились систематически: когда вы играете с малышом,  по дороге в детский садик, в транспорте, в очереди в поликлинике и т.д.).

4)Для развития связной речи важна правильная речь взрослых,  которые окружают вашего малыша. Ведь если ребенок слышит нечеткую, интонационно невыразительную, тихую или чересчур громкую речь - он будет говорить так же, в соответствии с образцом.  И уж если ребенок допускает грамматические ошибки (красный юбка, пять мячов,  меховый зайка т.д.) важно исправлять ребенка и предлагать повторить правильное употребление формы словосочетания , т.к. процессы  словоизменения и словообразования формируются у ребенка к 7 годам. Важно многократно повторять в различных ситуациях ту или иную грамматическую форму, пока она не войдет в речь ребенка.

5) Конечно, ребенок должен правильно произносить звуки родного языка. Ведь ошибки звукопроизношения - это основа многих школьных трудностей при обучении чтению и письму. Если к 6 годам ваш ребенок не произносит звуки правильно, важно понимать, что нарушения звукопроизношения принимают  характер стойкого дефекта, а значит, ребенок будет писать так, как он говорит. Поэтому уже в 4-5 лет обращайте внимание на звукопроизношение вашего ребенка, а то и значительно раньше.

Здесь важно сказать и о фонематических нарушениях. Большая часть детей не имеет представления о звуковом составе слова. Все дети слушают, но не слышат некоторые звуки или путают близкие по звучанию (п-б, с-з, т-д ) или не могут вычленить один звук. А ведь уже в 4 года  можно тренировать ушки малыша, играя с гласными звуками : «ловить» заданный звук (хлопни в ладошки , когда услышишь звук «А» и т.д.), подбирать картинки на заданный звук (важно, чтобы он был в ударной позиции).

Детей старше надо учить выделять звук в начале, в конце и в середине слова, придумывать слова на заданный звук, ну и конечно игра «Города», только мы ее называем «Игра в слова»: доМ- МосТ- ТаракаН и т.д.

6) Надо знать некоторые приемы для развития связной речи и конечно учитывать возрастные и индивидуальные особенности своего малыша. Если вы читаете сказку, рассмотрите иллюстрации к сказке, побеседуйте о ее содержании,  побуждайте малыша отвечать на ваши вопросы короткой фразой или полным предложением.

Фантазируйте с ребенком и придумывайте к хорошо знакомой сказке другую концовку (Что могло случиться с Колобком, если  бы баба его пересолила или переперчила?).

Помогайте ребенку пересказывать сказку самостоятельно, с опорой на иллюстрации или схемы.

Обыгрывайте знакомые сказки средствами пальчикового театра, теневого театра или готовых театральных наборов би-ба-бо.

Более сложным этапом формирования  связной речи является обучение описательному рассказу (См.видео «Ромашка»). Но, так как у вашего ребенка есть любимая игрушка, можно воспользоваться его стойким интересом к ней и побуждать ребенка к составлению рассказа описания. Конечно, не ждите, что ваш малыш с легкостью справиться с этим видом задания.  Описательный рассказ - это сложная форма монологической речи, поэтому важно предложить ребенку образец в виде схемы, отражающей последовательность описания.

Ну и только после этого можно переходить к составлению небольших сюжетных рассказов по серии картинок.

Важно понимать, что залог успешного обучения в школе - это не только овладение чтением и счетом, это хорошо сформированная устная речь будущего первоклассника, как высшая форма речемыслительной деятельности. Именно она и определяет умственное развитие ребенка.


Автор:
Дерябкина Юлия Анатольевна
Дефектолог-логопед,музыкальный преподаватель
ВИДЕОСОВЕТЫ
Машинки и не только
Машинки и не только

Соколова Мария Владимировна, методист центра Игры и Игрушки, кандидат психологических наук рассказывает о том на что обратить внимание родителям при выборе транспортных средств. Сколько должно быть машинок у ребенка, какие они должны быть смотрите в нашем видеоуроке.

 
Необходимые игрушки для детей от 2 до 3 лет
Необходимые игрушки для детей от 2 до 3 лет

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку на третьем году жизни. В этот период актуальными остаются игрушки и второго года жизни, но они усложняются, а также появляются новые на развитие детского экспериментирования и зарождение игры.

 
Необходимые игрушки для детей от 6 до 12 месяцев
Необходимые игрушки для детей от 6 до 12 месяцев

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку в возрасте от 6 до 12 месяцев с точки зрения их развивающего эффекта.

 
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть вторая)
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть вторая)

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие еще игрушки необходимы ребенку на втором году жизни: особенности вкладышей, пирамидок, начало предметной деятельности и экспериментирования

 
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть первая)
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть первая)

Ребенку исполнился год и в его жизни появляются совсем новые игрушки. Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы малыша после года когда он начинает ходить и овладевать разными предметными действиями. 


 
Что важно знать про игрушки
Что важно знать про игрушки

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том на что обратить внимание родителям при выборе игрушек. Как выбрать те, которые обаладают максимальным развивающим эффектом? Как отличить "правильные" игрушки от "вредных"?

 
Необходимые игрушки для детей от 0 до 6 месяцев
Необходимые игрушки для детей от 0 до 6 месяцев

Самые первые игрушки в жизни малыша. Какие игрушки необходимы в первом полугодии жизни рассказывает Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук.

 
Рефлексы новорожденного
Рефлексы новорожденного

Здоровый новорожденный обладает рядом двигательных реакций — рефлексов.  
В норме все рефлексы имеют свое время появления и исчезновения.
В этом видео показаны основные рефлексы новорожденного, которые вы сможете наблюдать самостоятельно.

 
Яндекс.Метрика