Массаж в 1—3 месяца (описание комплекса)

Массаж очень благоприятно влияет на развитие детей раннего возраста — как физическое, так и нервно-психическое, способствует своевременному возникновению двигательных навыков и их последовательному совершенствованию, укрепляет организм ребенка и помогает предупредить заболевания.        

При проведении массажа детей грудного возраста каждую его процедуру следует обязательно сочетать с физическими упражнениями.              

Руки выполняющего массаж должны быть теплыми и смазанными детским кремом или маслом.            

Проводят массаж в проветренном помещении при температуре воздуха не ниже +22 °С.              

После массажа следует одеть малыша в теплое белье и дать ему отдохнуть.         

Массаж проводят через 40–60 мин после кормления или между ними.      

Если делать массаж в вечернее время (или перед купанием), количество повторов выполняемых движений надо сократить вдвое (делать по 2-4 движения вместо 4-8 рекомендованных в описаниях массажных процедур).     

Длительность процедуры — от 5-8 до 30 минут (в зависимости от возраста и количества охватываемых областей тела). Полный курс массажа состоит из 10-15 процедур, проводимых ежедневно или (чаще всего) через день.                

Перерыв между повторными курсами должен быть не менее 10-15 дней.               

Обратите внимание:  

  • нельзя массировать плачущего ребенка;
  • массаж не должен вызывать или усиливать болевые ощущения;
  • нельзя массировать детей перед сном;
  • все движения выполнять по направлению лимфотока (кроме движения по сгибательной поверхности);
  • животик следует массировать по часовой стрелке (по ходу перистальтики в толстом кишечнике);
  • нельзя массировать область печени и селезенки (левое и правое подреберье);
  • нельзя массировать суставы;
  • нельзя массировать подмышечные впадины, паховую область, пупок, соски, внутреннюю поверхность бедра — во избежание проявления сексуальных рефлексов.
 

 Полный курс массажа в 1—3 месяца

 Смотрите видеоурок

У детей в первые месяцы жизни повышен тонус мышц рук и ног, выявляются некоторые врожденные рефлексы. По этой причине весь массаж основан только на легких поглаживаниях. Многие из них побуждают деток совершать ряд рефлекторных движений, что делает массаж в некотором роде и гимнастикой для малышей.

Массаж кистей рук

Ребенок лежит в исходном положении на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый открывает его ладони от области возвышения первого и пятого пальцев к основанию, а затем к кончикам пальцев.

Массаж рук

Ребенок лежит в исходном положении на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый левой рукой поднимает руку ребенка и поглаживает ее правой ладонью в направлении от кисти к плечу по разгибательной поверхности руки (6-8 раз). Затем легко поглаживает ее по сгибательной поверхности от плеча к кисти (2-3 раза).

Повторение предыдущих упражнений для другой руки.

Пассивные движения рук

Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый вкладывает свои большие пальцы в ладони ребенка, остальными пальцами фиксирует его предплечья, и производит «обнимающие» движения ручками ребенка (3-4 раза). В конце упражнения опускает руки ребенка вдоль туловища.

Массаж живота

Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый поглаживает его по животу одной ладонью или обеими по ходу часовой стрелки (5-6 раз).

Рефлекторное упражнение — сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс)

Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной рукой слегка приподнимает ногу ребенка, захватив ее выше голеностопного сустава, и указательным или большим пальцем другой руки слегка надавливает у корня пальцев на подошву ребенка, чем провоцирует рефлекторное сгибание пальцев. Затем проводит своим пальцем по наружному краю стопы до пятки, вызывая рефлекторное разгибание пальцев ноги. В конце упражнения производит поглаживающие движения от пяточки малыша к кончикам пальцев (3-4 раза), в процессе чего пальчики ребенка разгибаются.

Массаж стоп

Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Поддерживая указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую стопу ребенка, взрослый своим большим или указательным пальцами поглаживает стопу по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу (4-6 раз).

Массаж ног

Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый, слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью или подушечками 2-4 пальцев другой руки поглаживает малыша по наружной и задней сторонам голени и бедра  (4-6 раз). Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра.

Повторение предыдущих упражнений для другой ноги.

Пассивные движения ног

Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает его голени руками и производит сгибание — разгибание в коленных и тазобедренных суставах поочередно и вместе (3-4 раза).

Рефлекторное упражнение — поднимание головы

Выложите ребенка на живот. Переворот со спины на живот вызовет у него автоматический защитный рефлекс — он повернет голову в сторону и приподнимет ее.

Массаж спины

Это упражнение рекомендовано детям с двухмесячного возраста. Ребенок лежит в исходном положении на животе, ногами к краю стола. Взрослый поглаживает его по спине по направлению от ягодиц к шее подушечками 2-4 пальцев рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук (4-6 раз).

Рефлекторное упражнение — пританцовывание (ножной рефлекс)

Исходное положение: поддерживая ребенка подмышки, взрослый ставит его на стол (лучше спиной к себе). От прикосновения к плотной поверхности ножки малыша рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. Упражнение следует повторить 4-6 раз.

Противопоказания  к применению массажа у детей:

  • гнойные и другие острые воспалительные заболевания кожи, лимфатических узлов, мышц, костей;
  • тяжелые формы гипотрофии (атрофии);
  • обширные кожные проявления экссудативного диатеза;
  • заболевания, сопровождающиеся ломкостью костей и болью в них, тяжелые формы рахита, гнойные и другие острые артриты, туберкулез костей и суставов;
  • врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом и расстройством компенсации;
  • обширные пупочные, бедренные, паховые и мошоночные грыжи со значительным выпадением органов брюшной полости или выраженной наклонностью к ущемлению;
  • болезни крови злокачественного характера, гемофилия;
  • остеомиелит;
  • злокачественные опухоли (до их радикального лечения);
  • активная форма туберкулеза;
  • различные формы геморрагического диатеза;
  • острый гепатит;
  • острый нефрит.
Ключевые слова:массаж
Копирование материала разрешается только с указанием источника:
Дар детям - практический ресурс о здоровье и развитии детей mywebs.su

Комментарии

Нет комментариев
добавить комментарий:
 

Введите цифры, которые видите на рисунке


Рекомендуем почитать

Развитие музыкально-ритмического восприятия

Наверняка, каждая мама замечала реакцию ребенка на музыку: улыбка, замирание, сосредоточение, поиск источника звука или ритмичные подрагивания ручек и ножек. Ведь музыка - не только мощный стимул эмоционального общения, она - важная составляющая психического и интеллектуального развития малыша.

1
12
Срыгивания у детей первого года жизни.

Если ребенок срыгивает сразу после кормления небольшим количеством молока, не проявляет при этом беспокойства и хорошо прибавляет в весе, то волноваться не нужно. Но бывают ситуации, когда этот процесс становится нефизиологическим.

Нормы развития в 1-3 месяц

За первый месяц жизни здоровый ребенок набирает от 600 до 1 000 г. Вырастает на 2–3 см. На втором месяце жизни его масса тела увеличивается на 800 г, длина — на 3 см.

Проблемы со стулом у детей раннего возраста.

В период самого интенсивного роста (на 1-м году жизни) основной задачей детского организма является хорошее пищеварение. Поэтому первостепенная забота родителей – накормить малыша и проследить, чтобы пищеварение протекало гладко и без проблем.

0
6
x
Яндекс.Метрика