Массаж в 1—3 месяца (описание комплекса)
Массаж очень благоприятно влияет на развитие детей раннего возраста — как физическое, так и нервно-психическое, способствует своевременному возникновению двигательных навыков и их последовательному совершенствованию, укрепляет организм ребенка и помогает предупредить заболевания.
При проведении массажа детей грудного возраста каждую его процедуру следует обязательно сочетать с физическими упражнениями.
Руки выполняющего массаж должны быть теплыми и смазанными детским кремом или маслом.
Проводят массаж в проветренном помещении при температуре воздуха не ниже +22 °С.
После массажа следует одеть малыша в теплое белье и дать ему отдохнуть.
Массаж проводят через 40–60 мин после кормления или между ними.
Если делать массаж в вечернее время (или перед купанием), количество повторов выполняемых движений надо сократить вдвое (делать по 2-4 движения вместо 4-8 рекомендованных в описаниях массажных процедур).
Длительность процедуры — от 5-8 до 30 минут (в зависимости от возраста и количества охватываемых областей тела). Полный курс массажа состоит из 10-15 процедур, проводимых ежедневно или (чаще всего) через день.
Перерыв между повторными курсами должен быть не менее 10-15 дней.
Обратите внимание:
- нельзя массировать плачущего ребенка;
- массаж не должен вызывать или усиливать болевые ощущения;
- нельзя массировать детей перед сном;
- все движения выполнять по направлению лимфотока (кроме движения по сгибательной поверхности);
- животик следует массировать по часовой стрелке (по ходу перистальтики в толстом кишечнике);
- нельзя массировать область печени и селезенки (левое и правое подреберье);
- нельзя массировать суставы;
- нельзя массировать подмышечные впадины, паховую область, пупок, соски, внутреннюю поверхность бедра — во избежание проявления сексуальных рефлексов.
Полный курс массажа в 1—3 месяца |
||
---|---|---|
У детей в первые месяцы жизни повышен тонус мышц рук и ног, выявляются некоторые врожденные рефлексы. По этой причине весь массаж основан только на легких поглаживаниях. Многие из них побуждают деток совершать ряд рефлекторных движений, что делает массаж в некотором роде и гимнастикой для малышей. |
||
Массаж кистей рук |
Ребенок лежит в исходном положении на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый открывает его ладони от области возвышения первого и пятого пальцев к основанию, а затем к кончикам пальцев. |
|
Массаж рук |
Ребенок лежит в исходном положении на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый левой рукой поднимает руку ребенка и поглаживает ее правой ладонью в направлении от кисти к плечу по разгибательной поверхности руки (6-8 раз). Затем легко поглаживает ее по сгибательной поверхности от плеча к кисти (2-3 раза). |
|
Повторение предыдущих упражнений для другой руки. |
||
Пассивные движения рук |
Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый вкладывает свои большие пальцы в ладони ребенка, остальными пальцами фиксирует его предплечья, и производит «обнимающие» движения ручками ребенка (3-4 раза). В конце упражнения опускает руки ребенка вдоль туловища. |
|
Массаж живота |
Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый поглаживает его по животу одной ладонью или обеими по ходу часовой стрелки (5-6 раз). |
|
Рефлекторное упражнение — сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс) |
Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной рукой слегка приподнимает ногу ребенка, захватив ее выше голеностопного сустава, и указательным или большим пальцем другой руки слегка надавливает у корня пальцев на подошву ребенка, чем провоцирует рефлекторное сгибание пальцев. Затем проводит своим пальцем по наружному краю стопы до пятки, вызывая рефлекторное разгибание пальцев ноги. В конце упражнения производит поглаживающие движения от пяточки малыша к кончикам пальцев (3-4 раза), в процессе чего пальчики ребенка разгибаются. |
|
Массаж стоп |
Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Поддерживая указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую стопу ребенка, взрослый своим большим или указательным пальцами поглаживает стопу по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу (4-6 раз). |
|
Массаж ног |
Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый, слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью или подушечками 2-4 пальцев другой руки поглаживает малыша по наружной и задней сторонам голени и бедра (4-6 раз). Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра. |
|
Повторение предыдущих упражнений для другой ноги. |
||
Пассивные движения ног |
Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает его голени руками и производит сгибание — разгибание в коленных и тазобедренных суставах поочередно и вместе (3-4 раза). |
|
Рефлекторное упражнение — поднимание головы |
Выложите ребенка на живот. Переворот со спины на живот вызовет у него автоматический защитный рефлекс — он повернет голову в сторону и приподнимет ее. |
|
Массаж спины |
Это упражнение рекомендовано детям с двухмесячного возраста. Ребенок лежит в исходном положении на животе, ногами к краю стола. Взрослый поглаживает его по спине по направлению от ягодиц к шее подушечками 2-4 пальцев рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук (4-6 раз). |
|
Рефлекторное упражнение — пританцовывание (ножной рефлекс) |
Исходное положение: поддерживая ребенка подмышки, взрослый ставит его на стол (лучше спиной к себе). От прикосновения к плотной поверхности ножки малыша рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. Упражнение следует повторить 4-6 раз. |
Противопоказания к применению массажа у детей:
- гнойные и другие острые воспалительные заболевания кожи, лимфатических узлов, мышц, костей;
- тяжелые формы гипотрофии (атрофии);
- обширные кожные проявления экссудативного диатеза;
- заболевания, сопровождающиеся ломкостью костей и болью в них, тяжелые формы рахита, гнойные и другие острые артриты, туберкулез костей и суставов;
- врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом и расстройством компенсации;
- обширные пупочные, бедренные, паховые и мошоночные грыжи со значительным выпадением органов брюшной полости или выраженной наклонностью к ущемлению;
- болезни крови злокачественного характера, гемофилия;
- остеомиелит;
- злокачественные опухоли (до их радикального лечения);
- активная форма туберкулеза;
- различные формы геморрагического диатеза;
- острый гепатит;
- острый нефрит.
Дар детям - практический ресурс о здоровье и развитии детей mywebs.su
Комментарии