Массаж и гимнастика в 9—12 месяцев (описание комплекса)
Массаж очень благоприятно влияет развитие детей раннего возраста — как физическое, так и нервно-психическое, способствует своевременному возникновению и последовательному совершенствованию двигательных навыков, укрепляет организм и помогает предупредить заболевания.
При проведении массажа детей грудного возраста каждую его процедуру следует обязательно сочетать с физическими упражнениями.
Руки выполняющего массаж должны быть теплыми и смазанными детским кремом или маслом.
Проводят массаж в проветренном помещении при температуре воздуха не ниже +22 °С.
После массажа следует одеть малыша в теплое белье и дать ему отдохнуть.
Массаж проводят через 40-60 минут после кормления или между кормлениями.
Если делать массаж в вечернее время (или перед купанием), количество повторов выполняемых движений надо сократить вдвое (делать по 2-4 движения вместо 4-8 рекомендованных в описаниях массажных процедур).
Длительность процедуры — от 5-8 до 30 минут (в зависимости от возраста и количества охватываемых областей тела). На курс массажа проводят 10-15 процедур, ежедневно или (чаще всего) через день.
Перерыв между повторными курсами должен быть не менее 10-15 дней.
Обратите внимание:
- нельзя массировать плачущего ребенка;
- массаж не должен вызывать или усиливать болевые ощущения;
- нельзя массировать детей перед сном;
- все движения выполнять по направлению лимфотока (кроме движения по сгибательной поверхности);
- животик следует массировать по часовой стрелке (по ходу перистальтики в толстом кишечнике);
- нельзя массировать область печени и селезенки (левое и правое подреберье);
- нельзя массировать суставы;
- нельзя массировать подмышечные впадины, паховую область, пупок, соски, внутреннюю поверхность бедра — во избежание проявления сексуальных рефлексов.
Полный курс массажа от 9 до 12 месяцев |
|
Этот возраст характеризуется значительным развитием активных координированных движений, подготовляющих ребенка к самостоятельному стоянию и ходьбе, поэтому некоторые упражнения делаются из исходного положения стоя. Для стимулирования большей активности в этом возрасте применяют упражнения с предметами (игрушки), а также вводится четвертый элемент классического массажа — «поколачивание» (вибрация). |
|
Массаж кистей рук |
Исходное положение: ребенок сидит, если не сидит, то лежит на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый распрямляет малышу ладошку и своим указательным пальцем «рисует» по ней круги в направлении от большого пальца к мизинцу (4-6 раз). |
«Поглаживание и растирание пальцев рук». Исходное положение: ребенок лежит на боку, ногами к краю стола, или сидит. Взрослый, поддерживая указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую руку ребенка, большим и указательным пальцами другой руки перебирает каждый пальчик малыша и поглаживает (4-5 раз), а затем растирает (2-3 раза). |
|
«Поколачивание». Исходное положение: ребенок лежит на боку, ногами к краю стола, или сидит. Взрослый поддерживает указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую руку ребенка, указательным пальцем другой руки производит поколачивающие движения по ладонной поверхности кисти (2-3 раза). |
|
Массаж рук |
«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый левой рукой поднимает руку ребенка, правой ладонью поглаживает от кисти к плечу по разгибательной поверхности руки (6-8 раз). |
«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый левой рукой поднимает руку ребенка, фиксирует кисть и правой ладонью или подушечками второго — четвертого пальцев поглаживает от кисти к плечу, слегка сдвигая кожу ребенка (4-6 раз). |
|
«Разминание». Взрослый подушечками второго — пятого пальцев разминает руку малыша от кисти к подмышечной впадине (2-3 раза). |
|
Повторение предыдущих упражнений для другой руки. |
|
Пассивные упражнения для рук |
«Обнимания». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый вкладывает большие пальцы в ладони ребенка, остальными пальцами фиксирует его предплечье и производит «обнимающие» движения ручками ребенка (3-4 раза). В конце упражнения опускает руки ребенка вдоль туловища и отпускает их. |
«Скрещивание рук на груди». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый дает ему обхватить свои большие пальцы и сгибает его руки в локтевых суставах, скрещивая их на груди. Вслед за этим разгибает руки ребенка и отводит их в стороны (4-6 раз). По окончании упражнения опускает руки ребенка вдоль туловища и отпускает их. |
|
«Попеременное сгибание и разгибание рук». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола, или сидит. Взрослый дает ему обхватить свои большие пальцы и производит сгибание — разгибание рук малыша в локтевых и плечевых суставах; при сгибании одной руки разгибает другую (6-8 раз). |
|
«Поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Малыш обхватывает руками большие пальцы взрослого. Взрослый поднимает прямые руки ребенка и осуществляет круговые движения в плечевых суставах в обоих направлениях: снизу вверх и сверху вниз (4-6 раз). |
|
Массаж живота |
«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной или обеими ладонями гладит живот малыша по ходу часовой стрелки (5-6 раз). |
«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый основанием ладони одной руки производит круговые растирающие движения по ходу часовой стрелки (2-3 раза). Нельзя массировать область печени (правое подреберье)! |
|
«Растирание косых мышц живота». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго — четвертого пальцев обеих рук растирает малышу живот по направлению к пупку (3-4 раза). Нельзя массировать область печени (правое подреберье)! |
|
«Разминание». Взрослыйподушечками второго — пятого пальцев разминает живот малыша по часовой стрелке (2-3 раза). |
|
Массаж стоп |
«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной рукой слегка приподнимает ногу ребенка, захватив ее выше голеностопного сустава, и указательным или большим пальцем или ладонной поверхностью другой руки производит поглаживающие «разгибающие пальчики» движения от пяточки к кончикам пальцев (3-4 раза). |
«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый поддерживает указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую стопу ребенка, большим или указательным пальцами другой руки поглаживает стопу малыша по тыльной стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу (4-6 раз). |
|
«Поглаживание и растирание пальцев стопы». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый поддерживает указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую стопу ребенка и, перебирая большим и указательным пальцами другой руки каждый палец стопы, поглаживает (4-5 раз), а затем растирает пальцы ребенка (2-3 раза). |
|
«Вибрация стопы». Взрослый похлопывает пальцами подошвенную поверхность стопы малыша (4-6 раз). |
|
Массаж ног |
«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый слегка придерживает одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью или подушечками второго — четвертого пальцев другой руки поглаживает по наружной и задней сторонам голени и бедра от стопы к тазобедренному суставу (4-6 раз). Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра! |
«Растирание голени и бедра». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый слегка придерживает одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью или подушечками второго — четвертого пальцев производит мелкие растирания по наружной стороне его голени и бедра (5-6 раз). Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра! |
|
«Растирание голени». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый слегка придерживает одной рукой ногу ребенка за стопу, указательным и большим пальцами другой плотно обхватывает голень ребенка и производит энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу (4-6 раз). |
|
«Разминание». Взрослый подушечками второго — пятого пальцев разминает ногу малыша от стопы к бедру (2-3 раза). |
|
«Поколачивание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый пддерживает указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую ногу ребенка, указательным и большим пальцами другой совершает поколачивающие движения от стопы к бедру (2-3 раза). |
|
Повторение предыдущих упражнений для другой ноги. |
|
Пассивные упражнения для ног |
«Сгибание и разгибание ног попеременно и вместе». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает его голени руками и производит сгибание — разгибание в коленных и тазобедренных суставах поочередно (6-8 раз) и вместе (4-6 раз). |
«Сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает обе прямые ноги ребенка и сгибает—разгибает их в тазобедренных суставах (2-3 раза). |
|
«Круговые движения ног в тазобедренных суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, его ноги согнуты в коленных суставах и приподняты. Взрослый поддерживает его за стопы и производит круговые движения в тазобедренных суставах поочередно в обе стороны (4-6 раз). |
|
Массаж спины и ягодиц |
«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго — четвертого пальцев или тыльной стороной кистей обеих рук поглаживает его по спине по направлению от ягодиц к шее вдоль позвоночника (не проводя по остистым отросткам позвоночника) (4-6 раз). |
«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго — четвертого пальцев рук или тыльной стороной кистей рук, сжатых в кулак, производит растирающие движения по направлению реберной дуги снизу (от ягодиц) к шее (4-6 раз). |
|
«Разминание». Взрослый подушечками второго—пятого пальцев, умеренно нажимая, совершает спиралевидные движения от ягодиц к шее вдоль позвоночника (2-3 раза). |
|
«Вибрация». Взрослый похлопывает ребенка по ягодицам (2-3 раза). |
|
Активное упражнение: ползанье (не рефлекс ползанья) |
Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый кладет перед ним яркую игрушку и фиксирует рукой стопы, сгибая ножки малыша в коленных и тазобедренных суставах. Если ребенок при этом самостоятельно не передвигается вперед, то взрослый, подложив свою левую руку ему под грудь, сам его продвигает (4-6 раз). |
Массаж грудной клетки |
«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый ладонями или большими пальцами обеих рук поглаживает грудь малыша по обе стороны от грудины по направлению к подмышечным впадинам (4-6 раз). |
«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго — четвертого пальцев обеих рук растирает ему грудь по обе стороны от грудины в направлении подмышечных впадин (2-4 раза). |
|
«Вибрация». Взрослый вторым — четвертым пальцами рук слегка поколачивает малыша по грудной клетке (2-3 раза). |
|
Активное упражнение: присаживание и вставание |
Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый придерживает выше кисти его выпрямленные руки, отводит в стороны, слегка их потягивая, и побуждает ребенка сесть, а затем встать (2-3 раза). |
Активное упражнение: наклон и выпрямление туловища в положении стоя |
Исходное положение: ребенок стоит, прислонившись спиной к взрослому. Под ноги ему кладут игрушку, которую удобно хватать. Взрослый фиксирует колени ребенка правой рукой, а левой поддерживает его за живот. Обращаясь к ребенку, взрослый побуждает его наклониться, взять игрушку и выпрямиться (2-3 раза). |
Активное упражнение: доставание игрушки |
Исходное положение: ребенок стоит, прислонившись спиной к взрослому. Взрослый одной рукой удерживает малыша за живот, а в другой держит игрушку на высоте вытянутых рук ребенка. Тот должен достать игрушку (4-6 раз). |
Активное упражнение: приседание |
Исходное положение: ребенок стоит, лицом к взрослому. Взрослый придерживает малыша за обе согнутые в локтях руки и побуждает к приседанию словами «сели», «встали» (2-3 раза). |
Активное упражнение: ходьба |
Исходное положение: ребенок стоит, лицом к взрослому. Взрослый придерживает малыша за обе руки и побуждает его к ходьбе (4-8 шагов). |
Противопоказания к применению массажа у детей:
- гнойные и другие острые воспалительные заболевания кожи, лимфатических узлов, мышц, костей;
- тяжелые формы гипотрофии (атрофии);
- обширные кожные проявления экссудативного диатеза;
- заболевания, сопровождающиеся ломкостью костей и болью в них, тяжелые формы рахита, гнойные и другие острые артриты, туберкулез костей и суставов;
- врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом и расстройством компенсации;
- обширные пупочные, бедренные, паховые и мошоночные грыжи со значительным выпадением органов брюшной полости или выраженной наклонностью к ущемлению;
- болезни крови злокачественного характера, гемофилия;
- остеомиелит;
- злокачественные опухоли (до их радикального лечения);
- активная форма туберкулеза;
- различные формы геморрагического диатеза;
- острый гепатит;
- острый нефрит.
Комментарии